«Литературное караоке» как новая форма библиотечной работы
Библиотеки постоянно находятся в поиске новых форм работы с читателями, поскольку меняются потребности и запросы пользователей, развиваются новые технологии, происходит обогащение библиотечной практики за счет апробации популярных форм досуга.
«Литературное караоке» выступает как одна из инновационных форм работы, которая применятся в библиотеке для активизации читательского интереса к мероприятиям.
«Литературное караоке» как новый формат библиотечной работы – это интерактивный вид массовой работы, заключающийся в конкурсном (соревновательном) чтении стихотворений под музыкальное сопровождение.
Несомненным преимуществом «литературного караоке» является его интерактивность, позволяющая читателю быть не только гостем, но и активным участником мероприятия. Эта форма вовлекает посетителей в активную читательскую деятельность, способствует знакомству с поэтическими произведениями, помогает развивать навыки чтецкой интерпретации произведений.
Материалом для проведения мероприятия в жанре «литературного караоке» могут быть любые поэтические произведения, однако музыкальное сопровождение необходимо подбирать так, чтобы оно согласовывалось с ритмом и размером стиха, совпадало с общей тональностью произведения, его эмоционально-образной составляющей.
Сочетание музыкального и поэтического произведений производит особое эстетическое впечатление на читающего, будит воображение и эмоции, формирует положительное отношение к лирике.
Функции «библиотечного караоке» в системе библиотечной работы по продвижению книги и чтения состоит в следующем:
- Привлечение читателей в библиотеку, развитие интереса к публичным мероприятиям, проводимым на ее базе.
- Воспитание интереса к поэтическому слову, пробуждение мотивации к чтению лирических произведений.
- Расширение литературного кругозора пользователей библиотеки, развитие их литературно-эстетических вкусов и предпочтений.
- Стимулирование воображения и творческой активности читателей.
- Развитие навыков публичного выступления, формирования умений выразительного чтения, импровизации и, как следствие, совершенствование коммуникативных навыков.
- Вовлечение читателей в активные формы деятельности по освоению текста поэтического произведения.
«Литературное караоке» в библиотеке может использоваться и как самостоятельное мероприятие, и как часть боле масштабного мероприятия, например, литературно-музыкального вечера, литературных чтений, акций и проч.
Организация и проведение «литературного караоке» в библиотеке
Методика подготовки и проведения «литературного караоке» опирается на следующие принципы:
- Определение целей и задач проведения мероприятия в системе библиотечной работы по продвижению чтения.
- Выбор содержания конкурсного мероприятия, в частности, подборка литературно-музыкального сопровождения.
- Подготовка наглядных материалов для чтецов (презентации, распечатки текстов).
- Создание сценария мероприятия, в котором конкурс чтецов сочетается с развлекательной и познавательной программой. Например, в программу «литературного караоке» входит не только чтение стихотворений под музыкальное сопровождение, но и рассказ о поэтах, просмотр отрывков из документальных и художественных фильмов, викторины и литературные игры и проч.
- Разработка системы оценивания выступлений чтецов.
- Оформление грамот для участников и победителей, а также приобретение призов.
- Привлечение спонсоров для проведения мероприятия.
- Оценка результативности данной формы для привлечения молодежи в библиотеку.
Главная трудность в организации «литературного караоке» состоит в том, чтобы преодолеть имеющийся у читателей страх выступлений перед публикой. Для этого необходимо использовать приемы создания непринужденной, дружеской атмосферы мероприятия. Библиотекарь может сам принять участие в чтении стихотворений, показав пример чтецкого мастерства. Также для участия в конкурсной программе могут быть приглашены педагоги, актеры, постоянные читатели библиотеки. Выступления чтецов можно сочетать с просмотром и прослушиванием художественно-чтецких номеров в записи.
Помимо неформальной атмосферы мероприятия, большую роль в проведении «литературного караоке» играет оформление. Библиотека преображается в караоке-бар, в котором посетителям предлагается программа культурного отдыха и «литературное меню», состоящее из книжных новинок и классики. Библиотекарь играет роль «бармена», который направляет и организует мероприятие. Особую роль играет также музыкальное сопровождение, особенно живая музыка, поэтому к проведению мероприятия можно привлекать профессиональных музыкантов, читателей, имеющих музыкальное образование.
Таким образом, «литературное караоке» как новая форма библиотечной работы позволяет организовать интерактивный формат взаимодействия читателя с книгой, давая возможность самореализации и творческого осмысления произведения.