Продвижение культурно-досуговых услуг средствами Интернета
В связи с повсеместным распространением Интернета и современных телекоммуникационных технологий в сферу социально-культурного обслуживания внедрены инновационные приемы и методы продвижения культурно-досуговых услуг. Они связаны с использованием виртуальной среды, производством электронных цифровых продуктов, оказанием удаленных услуг, использованием привычных для пользователей форматов и средство общения в Сети.
Продвижение культурно-досуговых услуг – это процесс распространения информации о них среди целевой аудитории, а также комплекс мер, направленных на обеспечение доступа пользователей к этим товарам и услугам в наиболее эффективной и оптимальной форме.
В современной социокультурной деятельности основными социально-культурными продуктами и услугами являются:
- Информационные продукты (услуги), предоставляемые библиотеками, архивами, музеями.
- Культурные продукты, связанные с приобщением к ценностям и культуры, произведениям искусства и достижениям человечества.
- Рекреационные продукты, которые имеют развлекательный характер и направлены на удовлетворение потребностей в отдыхе, досуге.
Каждый из этих видов продуктов или услуг может быть доведен до пользователя с использованием традиционных способов коммуникации (реальное обслуживание в стенах учреждения, предполагающее присутствие пользователя и его общение с сотрудниками организации). Однако более удобным способом и востребованным в современном ритме жизни является использованием Интернета и технологий, позволяющих расширить спектр предоставляемых услуг, а также формат доступа к ним.
Для продвижения культурно-досуговых услуг используются следующие возможности Интернета:
- Виртуальное обслуживание, которое позволяет пользователю получать необходимые услуги удаленно, без необходимости посещать само учреждение. В настоящее время многие учреждения культуры и искусства реализуют свои услуги в формате онлайн. Например, это сервис электронной доставки документов в библиотеке, онлайн-спектакли и концерты, виртуальные экскурсии по музеям и картинным галереям, а также дистанционное архивное обслуживание.
- Проведение мероприятий культурно-досугового характера в онлайн-формате. Например, библиотеки и музеи организуют виртуальные выставки и экспозиции, проводят телемосты с писателями, онлайн-конференции с читателями, театры осуществляют видеозаписи спектаклей для их последующей трансляции в Интернете.
- Развитие электронной цифровой базы ресурсов. Например, оцифровка книжных фондов помогает библиотекам создавать полнотекстовые базы данных, которые могут использоваться пользователями при самостоятельном поиске информации. Большую роль в организации обслуживания через Интернет в библиотеке играет развитие сервисов электронного каталога, с помощью которого можно не только искать информацию по теме, но и получать доступ к цифровым ресурсам. Картинные галереи и музеи также создают цифровые версии своих экспонатов, с которыми пользователь может познакомиться онлайн. Обычно такие ресурсы представляют высокую информационную ценность, так как позволяют знакомиться с историей создания экспоната, включают сведения об авторе, содержат иные данные, касающиеся искусствоведческой или культурно-исторической ценности полотна, скульптуры и проч.
- Использование сайтов и социальных сетей для рекламы и продвижения ресурсов учреждения.
Интернет и медиа-технологии в продвижении и развитии культурно-досуговых услуг
В продвижении культурно-досуговых услуг также используются и современные медиа-технологии:
- Активное использование социальных сетей для размещения информации о мероприятиях, проводимых организациями и учреждениями. Так как у пользователей социальных сетей постоянно растет число подписчиков, то они предстают как эффективный ресурс для привлечения новых пользователей, рекламы продуктов и услуг, создания имиджа организации как современного учреждения культуры среди подростков и молодежи.
- Привлечение возможностей официального сайта для размещения информации разного рода: рекламно-информационной, просветительской, культурно-досуговой. Так, многие библиотеки используют сайт как площадку для демонстрации электронных выставок, проведения библиографических обзоров, привлечения пользователей к участию в конкурсах и викторинах.
- Использование интерактивных форматов работы: онлайн-викторин, игр, квестов, виртуальных экспозиций, экскурсий и путешествий, привлекающих внимание пользователей к деятельности культурной организации.
- Применение в работе технологий дополненной реальности, позволяющих «оживить» статические изображения, включить в них видеоконтент, а также иную информацию, имеющую познавательный или развлекательный характер.
- Проведение виртуальных мастер-классов и заседаний клубов по интересам.
- Ведение блогов, видеоканалов, популяризирующих деятельность культурно-досугового учреждения.
Эти и другие способы использования Интернета и медиа-технологий в работе культурно-досуговых учреждений способствуют продвижению их услуг в обществе и повышают их имидж как современных организаций.