Информационный потенциал: понятие, условия развития
В современном мире все больше действует тенденция к появлению глобальной информационной среды, которая определяет направление и содержание развития информационного общества. Информация становится главной производственной силой и инструментом развития технологий, экономики, залогом общественно процесса. При этом распределение информации между участниками глобальной информационной среды неравномерно. Это значит, что одни страны имеют больше информации высокого качества, чем другие, что сказывается на их статусе и месте в информационном обществе нового типа. Центральными в этом отношении становятся понятия информационные ресурсы и информационный потенциал как движущие факторы развития общества.
Информационные ресурсы представляют собой совокупность сведений, имеющих определяющее значение для развития экономики, техники, культуры и общества в целом, которыми обладает субъект – участник информационный среды.
Совокупность информационных ресурсов вкупе с эффективным и рациональным их использованием в научно-производственной и общественной деятельности образуют информационный потенциал индивида, а также социума и государства в целом.
Высокий уровень развития информационного потенциала становится залогом успешного будущего в информационном обществе. В связи с необходимость формирования и развития информационного потенциала возникают следующие актуальные проблемы развития общества:
- Развитие социальных институтов, которые являются источниками информационных ресурсов. Речь идет об институтах системы образования, культуры и общественной коммуникации.
- Формирование в обществе условий для информационного развития, становления информационной культуры, повышения уровня владения информационными ресурсами.
- Создание условий для свободного доступа всех членов общества к информационным ресурсам, а также обмена информацией в рамках научной, образовательной, коммуникативной, производственной и иной деятельности.
- Развитие современных технологий хранения, передачи, обмена информацией, в том числе с использованием удаленных сервисов Интернета.
- Цифровизация информационных ресурсов для их сохранения и массового тиражирования.
- Создание перспективных и высокотехнологичных средств распространения массовой информации (например, цифрового телевидения, Интернета, цифрового радиовещания и проч.).
- Внедрение цифровой техники и технологий в решение разнообразных задач, связанных с социально-экономическими, образовательными, социокультурными процессами, происходящими в обществе.
Структура информационного потенциала и его институты
Говоря о компонентах, составляющих информационный потенциал общества, следует отметить несколько групп:
- Когнитивный компонент, то есть научная составляющая информации, которой владеет данное общество.
- Технологический компонент, связанный с наличием специальных технологий и сервисов работы с информацией, повышающих эффективность ее использования.
- Производственный компонент, предполагающий наличие каналов использования (внедрения) информационных ресурсов в производство для повышения его уровня.
- Личностный компонент, связанный с развитием информационных навыков каждого члена общества, которые можно использовать в научной, образовательной, производственной, общественной деятельности.
- Образовательный компонент, который предполагает наличие информационных ресурсов, позволяющих реализовывать современные образовательные программы и осуществлять обучение с учетом тенденций развития информационного общества.
Наряду с данными составляющими информационного потенциала также существует и институциональный компонент, связанный с развитием и продвижением специализированных учреждений, социальных институтов, работающих над проблемами развития и информационный среды. К таким институтам можно отнести:
- Органы государственной власти и ведомства, курирующие вопросы информационного развития и информационной политики.
- Институты гражданского общества (общественные движения, фонды, объединения), действующие в интересах развития социума.
- Образовательные институты, транслирующие когнитивные ценности.
- Информационные центры (например, библиотеки, центры информации, ресурсные центры, архивы).
- Культурные учреждения (театры, музеи, галереи).
Одной из тенденций в развитии современного информационного потенциала общества является интеллектуализация социальных систем, которая проявляется в том, что все их компоненты (управленческий, экономический, производственный и др.) становятся частью единого информационного пространства. Это предполагает появление единой информационной среды общества, которая охватывает все стороны общественной жизни: науку и технику, образование и просвещение, экономику и производство, общественную коммуникацию и средства массовой информации. В складывающихся условиях возрастает роль информации и навыков ее использования для успешного функционирования в условиях новой реальности.
Таким образом, информационный потенциал в современном обществе играет роль одного из ведущих факторов развития социума и условий его существования.