Информационные ресурсы в библиотечной деятельности
Основной задачей деятельности библиотек является обеспечение доступа пользователей к информации, а также всестороннее удовлетворение их информационных и культурных потребностей с помощью имеющихся у библиотеки ресурсов.
Под информационным ресурсом понимается источник, содержащий необходимые для удовлетворения запросов пользователей сведения.
Информационные ресурсы, используемые в работе с пользователями, бывают следующих видов:
- Собственный библиотечный фонд, представленный на различных носителях (печатных, электронных).
- Сетевые ресурсы библиотеки, которые были приобретены или используются по подписке. К ним можно отнести различные базы данных, среди которых особой популярностью пользуются правовые базы данных, словари, энциклопедии и проч.
- Информационно-библиографические ресурсы, создаваемые библиотечным учреждением, в частности, библиографические пособия, тематические указатели, рекомендательные списки для чтения.
- Корпоративные ресурсы, которые являются результатом объединения усилий нескольких библиотек.
Характеристика основных видов информационных ресурсов библиотек
Главным звеном информационных ресурсов является документный фонд на различных носителях. Фонды библиотеки формируются в соответствии с задачами обслуживания пользователей. Так, фонды библиотек образовательных учреждений пополняются научно-учебной, справочной, методической литературой, а фонды публичных массовых библиотек – литературой разной тематики и направленности.
Фонды библиотек классифицируются по разным основаниям: по отраслевому принципу, типу документов, назначению и сфере использования. Несмотря на многообразие классификаций, подходы к работе с фондом едины в большинстве библиотек. Пополнение состава документов происходит с учетом профиля комплектования, каждый документ подлежит учету и библиографическому описанию, результаты которого отражаются в каталогах и картотеках.
Другим источником информационного обеспечения являются сетевые ресурсы, которые включают различные базы данных: полнотекстовые, фактографические, лингвистические, правовые, библиографические. Так, в библиотеках широко распространены услуги, оказываемые с помощью информационно-правовых систем «Консультант +», а также «Гарант». Эти информационные ресурсы помогают специалистам удовлетворять запросы пользователей в области документационной и правовой сферы, осуществляя поиск актуальной законодательной информации.
Используются в работе с пользователя и фактографические базы данных – электронные энциклопедии и справочники, например, «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», которая представляет собой крупнейший познавательный ресурс по разным отраслям знаний.
Если ране сетевые ресурсы приобретались на материальных носителях (например, на компакт-дисках, картах памяти), то в настоящее время библиотеки оформляют подписки, позволяющие осуществлять доступ к этим базам данных с помощью сети Интернет.
Ресурсы, которые библиотека производит сама, относят к вторичным источникам информации и отражают сведения о документном фонде библиотеки. К ним относятся ресурсы справочно-библиографического аппарата:
- Каталог – традиционный и электронный, с помощью которого можно осуществлять поиск документа по заданным параметрам.
- Картотека периодических изданий, отражающая совокупность газет, журналов, альманахов, имеющихся в библиотеке.
- Библиографические указатели, которые библиотека составляет в соответствии с планом библиографической работы.
- Справочные библиографические пособия, а также списки изданий разной тематики.
Крупные библиотеки также создают полнотекстовые базы данных, в которые включают коллекции оцифрованных ресурсов, в том числе аудио- и видеозаписи, иные документы, имеющие значения для облуживания читателей. К информационным ресурсам библиотеки могут быть отнесены и способы ее репрезентации в сети Интернет, в частности, сайт, страницы в социальных сетях, блоги.
К ресурсам, которые создает сама библиотека, также относят методическую продукцию, предназначенную для коллег и сотрудников. Это документы, которые создаются в помощь библиотечному делу и касаются разных аспектов работы библиотеки: комплектования и сохранности фондов, организации обслуживания читателей, проведения мероприятий, продвижения книги и чтения, внедрения инноваций в библиотечную практику.
Корпоративные информационные ресурсы, как правило, создаются библиотеками совместно и включают библиографические ресурсы, полнотекстовые базы данных, размещенные на сетевых порталах.
К информационным ресурсам библиотеки также относятся организационные и распорядительные документы, касающиеся деятельности библиотеки, управления различными процессами, однако особенностью данных документов является то, что они не предназначены для широкого круга пользователей. Как правило, эти документы используются сотрудниками библиотеки для организации, методического сопровождения и правового обеспечения деятельности.
Таким образом, в современной библиотечной деятельности к информационным ресурсам относятся как фонды, так и справочно-библиографический аппарат, а также сетевые ресурсы, для использования их в работе с пользователями.