Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Государственная политика в области библиотечного дела

Государственная политика в области библиотечного дела

Политика государства в сфере библиотечной деятельности является частью масштабных действий, направленных на реализацию культурной политики в обществе. Основы культурной политики в России определяются конституционными нормами и включают принципы свободы, культурного плюрализма, уважения и толерантности, содействия сохранению и развитию национальных культур народностей, населяющих нашу страну. Важность культурной политики определяется тем, что культура содействует становлению личности гражданина и патриота, воспитанию базовых духовно-нравственных ценностей и норм, необходимых для успешной интеграции в обществе.

Определение 1

Государственная политика в области библиотечного дела представляет собой комплекс мер, осуществляемых органами власти для реализации информационно-библиотечного обслуживания населения, а также развития и совершенствования системы библиотечных учреждений и их деятельности в соответствии с информационными и культурными запросами пользователей.

Реализация государственной политики в сфере библиотечной деятельности направлено на решение ряда важнейших задач:

  1. Развитие информационной культуры населения, совершенствование функциональных навыков, связанных с базовыми умениями работы с информационными ресурсами.
  2. Сохранение информационных ресурсов и обеспечение к ним доступа разных слоев населения для социокультурной адаптации.
  3. Развитие и совершенствование законодательной базы в сфере библиотечного дела, использования информации, защиты интеллектуальных данных и проч.
  4. Создание и развитие национальных фондов информационных ресурсов, имеющих особую историко-культурную, научную, а также художественную ценность, для обеспечения информационной стабильности и безопасности общества.
  5. Развитие и поддержка системы публичных библиотечных учреждений как центров предоставления безвозмездных информационных услуг и продуктов.
  6. Совершенствование материально-технического оснащения библиотек, а также развитие информационно-коммуникационных технологий в библиотечно-информационном обслуживании.
  7. Содействие информационной поддержке особых категорий пользователей, а также органов муниципального и местного управления с помощью информационных инструментов библиотечного сервиса.
  8. Содействие поддержке и развитию библиотечной отрасли, повышению статуса библиотечных работников и привлекательности профессии библиотекаря на рынке труда.
«Государственная политика в области библиотечного дела» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Государственный заказ и государственные (муниципальные) библиотечные услуги

Основным понятием, в рамках которого описывается качественный результат реализации целей государственной политики в области информационного обслуживания населения, выступает государственная или муниципальная информационная услуга.

Государственные (муниципальные) библиотечно-информационные услуги представляют собой минимальный набор библиотечно-библиографических услуг (продуктов), которые может получить пользователь в библиотеке безвозмездно, за счет средств федерального или местного бюджета в рамках реализуемой в стране государственной поддержки библиотечной деятельности.

Поскольку перечень государственных услуг в библиотечной сфере четко регламентирован законодательно, количественный показатель оказанных услуг отражает реальное состояние работы отрасли, позволяя делать вывод о выполнении или невыполнении библиотечным учреждением государственного (муниципального) задания.

Определение 2

Государственная услуга в области библиотечно-информационной деятельности — норма оказания библиотечных безвозмездных услуг, устанавливаемых для библиотеки государством или муниципальными органами власти в соответствии с ее потенциалом, материально-техническими и кадровыми возможностями.

Выполнение библиотеками государственного задания в сфере обслуживания населения измеряется также в таком показателе, как удовлетворенность пользователей (читателей) качеством обслуживания, его содержанием и условиями. Введение этого параметра предполагает учет не только объективных данных о работе библиотеки (количество привлеченных читателей, объем выдачи литературы, а также количество проведенных мероприятий), но и субъективных факторов оценки деятельности библиотеки со стороны потребителей ее продуктов и услуг - читателей.

Целевые проекты как меры государственной поддержки библиотечной отрасли

В целях поддержки библиотечной отрасли государство организует различные проекты, направленные на содействие развитию учреждений культуры, в том числе и библиотек. В рамках целевых проектов по совершенствованию библиотечной сферы государства реализует следующие виды деятельности:

  1. Реконструкция и переоснащение библиотек, пополнение их материально-технической базы.
  2. Обновление фонда библиотек, комплектование их современными и востребованными изданиями и цифровыми ресурсами.
  3. Развитие информационно-коммуникационных технологий в библиотеке, в том числе и подключения библиотечных учреждений к Интернету, оборудование рабочих мест для сотрудников и пользователей с целью предоставления доступа к Интернету, электронным ресурсам и базам данных.
  4. Создание нового формата деятельности библиотек — модельного стандарта, включающего перечень характеристик, которым должно отвечать библиотечное учреждение в современных условиях.
  5. Совершенствование кадрового потенциала библиотечных сотрудников.

Комплексный подход к реализации государственной политики в сфере библиотечного дела обеспечивает поддержку и развитию отрасли в нашей стране.

Дата последнего обновления статьи: 27.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot