Связь научной деятельности и этики
Наука – это сфера человеческой деятельности, носящая продуктивный характер и направленная на получение нового знания, отличающегося объективностью, достоверностью, обоснованностью, теоретической, практической и прогностической ценностью.
Специфика научной деятельности обусловлена ее целенаправленностью, планомерностью, которые обеспечивают процедуру проведения научного исследования и описания его результатов. При этом научная работа включает и элемент творчества, который позволяет исследователю проявить свободу в выборе путей, методов, технологий научной деятельности.
В ходе осуществления научной работы формируется особая коммуникативная среда, в которой происходит научное общение, обмен идеями, мнениями, гипотезами, аргументами. Распространению информации о научном дискурсе способствуют информационные ресурсы соответствующей тематики. К ним можно отнести вторичные аналитические виды источников (рефераты, научные обзоры), а также первичные научно-исследовательские источники (научные статьи, тезисы, отчеты, доклады).
Каждый из указанных видов документов имеет собственную систему требований, которые предъявляются к составлению, цитированию данных из чужих источников, оформлению и проч. Эти нормы и правила, являющиеся частью информационной культуры ученого, составляют этику научных публикаций.
Этика как область познания связана с вопросами моральных норм и ценностей, правил поведения, принятых в различных сферах жизни.
В настоящее время принято говорить о профессиональной этике, этике общения, этической стороне образования и воспитания, информационной этике. При этом этику рассматривают как мировоззренческую концепцию, которая определяет ценностные и поведенческие установки индивида.
Этика научного труда: понятие, принципы, аспекты применения
Этика научного труда – часть профессиональной этической концепции ученого и исследователя. Она базируется на ряде принципов:
- Объективность исследователя / ученого, которая предполагает стремление к истине вопреки конъюнктурным соображениям.
- Ориентация ученого на проверенные, достоверные факты и выводы.
- Интеллектуальная «честность», которая проявляется в объективном изложении данных исследований без искажения и подтасовки фактов, а также в отсутствии плагиата, присвоения чужих идей и концепций.
- Аргументированность исследовательской или научной концепции, которая обеспечивает как надежными экспериментальными данными, так и тщательным изучением источников по теме исследования.
- Ответственность за результаты исследований и изобретений, за их соответствие общепринятым нормам морали и законности.
- Высокий уровень информационной культуры, проявляющийся в умении грамотно оформить и презентовать результаты научного труда, а также ориентироваться в информационном потоке отраслевой и общенаучной литературы.
Нормы научной этики не регламентируются законодательно, однако они существуют как своего рода профессиональный этический кодекс ученого, которым он руководствуется при осуществлении научно-исследовательской работы.
Большинство принципов научной этики касаются существенных сторон научного труда, его целей, методов, форм реализации. В то же время существуют и более частные аспекты реализации этики научного труда, которые связаны с нормами использования информационных источников в научных публикациях.
Требование объективности, предъявляемой к научным работам в целом, касается и информационной этики ученого. В частности, оно предполагает информированность ученого о разработке проблемы в науке. Это достигается путем изучения источников по теме исследования. Этические нормы этого изучения касаются следующих аспектов:
- Всестороннее изучение источников для определения новизны и актуальности научных исследований.
- Критическая оценка данных источников с позиции научных теорий или фактов, без предвзятости.
- Соблюдение норм и правил цитирования при обращении к сведениям, полученным другими учеными или исследователями.
Другой аспект этой проблемы – культура подготовки и презентации собственных научных публикаций. К ней предъявляются сходные требования, однако каждый вид научно-исследовательский работ имеет свои особенности, которые необходимо соблюдать ученому:
- Описание целевых параметров исследования.
- Определение методологии исследования и соблюдение в процессе научного поиска.
- Структурирование сведений, представление их в доступном и наглядном виде.
- Описание источниковедческой базы.
- Соблюдение принципов информационной культуры при оформлении работы.
Создание условий для формирования этики научного труда обеспечивается особой средой, в которой осуществляется научная деятельность. К ней можно отнести академическую, научно-учебную среду, а также библиотечно-библиографическую, которая обеспечивает научно-исследовательский процесс необходимыми информационными сведениями. Задача научной библиотеки при обслуживании научных кадров – проводить целенаправленную работу, направленную на формирование информационной культуры и развития этических принципов научного труда.