Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Экономика социокультурной сферы

Экономика социокультурной сферы

Различные сферы жизни общества демонстрируют устойчивые связи с экономическими явлениями, которые в условиях действия принципов свободного рынка определяют их развитие.

Определение 1

Социокультурная сфера общественной жизни представляет собой совокупность социальных институтов, обеспечивающих производство, распространение и использование культурных, образовательных, информационных и иных социально-значимых продуктов и услуг, в которых нуждаются пользователи для удовлетворения своих информационно-культурных потребностей.

К социокультурной сфере можно отнести деятельность следующих учреждений:

  • образовательных организаций разного уровня,
  • научных институтов и центров,
  • органов здравоохранения и социальной защиты,
  • организаций по развитию и обеспечению спортивно-оздоровительной деятельности,
  • культурных организаций и центров продвижения искусства,
  • организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма, отдыха, предоставления рекреационных услуг.

Экономика социокультурной сферы представляет собой отрасль экономической науки, которая изучает основные закономерности, процессы и проблемы, возникающие в данной сфере общественной жизни в ходе ее функционирования в условиях свободного рынка.

Предметом экономики социокультурной сферы выступают все процессы, которые связаны с управлением отраслями социально-культурного производства, распределением между ними материальных ресурсов, а также оплатой труда работников данной сферы.

Организационная структура предприятий социокультурной сферы включает в себя следующие компоненты:

  1. Целевой компонент, который определяет миссию предприятия в социуме, перспективные задачи его деятельности, а также общую стратегию реализации целей.
  2. Ресурсный потенциал предприятия, включающий разные виды ресурсного обеспечения, в том числе финансовые, материальные, технологические, управленческие, трудовые и другие ресурсы.
  3. Организационная культура, которая складывается как система принятых в данной организации мер и традиций профессионального поведения, а также управленческих решений.
  4. Продукт (услуга) как конечный результат деятельности предприятия.
«Экономика социокультурной сферы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Факторы развития и типология социокультурных предприятий

В основе экономики социокультурной сферы лежит деятельность, направленная на удовлетворение потребностей населения в определенных видах продуктов и услуг. Система общественных потребностей, определяющая цели, содержание и результат социокультурного производства, определяется системой общественных потребностей, зависящих от разных факторов:

  • демографических и социальных,
  • национально-исторических,
  • религиозно-идеологических,
  • образовательных и культурных,
  • состояния научно-технического и производственного развития общества.

Население выступает как субъект потребности, удовлетворением которой занимается производственная сфера социокультурных предприятий и организаций. При этом производимые ими товары и услуги выступают как инструменты удовлетворения потребностей потребителей.

В современной России предприятия социокультурной сферы делятся на группы по разным основаниям. Наиболее часто встречается классификация, основанная на выделении типа (вида) производимых ими товаров или услуг. По данному критерию выделяются:

  1. Предприятия и организации, которые предоставляют потребителям материальные продукты (товары) и услуги. К ним можно отнести, например, типографии, киностудии, фабрики, осуществляющие производство предметов народных промыслов, и проч., а также фотостудии, реставрационные мастерские, студии видеозаписи.
  2. Предприятия, предоставляющие услуги, имеющие материальный результат. Например, сфера игорного бизнеса, компьютерных игр.
  3. Организации, сфера деятельности которых связана с предоставлением нематериальных продуктов и услуг. К ним можно отнести учреждения культуры и искусства, а также образовательные организации.
  4. Торговые предприятия, которые сосредоточены на продаже продуктов культурной сферы.

Внешняя и внутренняя среда социокультурных предприятий и их производственный цикл

В социокультурной сфере можно выделить внешнюю и внутреннюю среду функционирования. Обе они образуют в совокупности производственный цикл организации, складывающийся из ряда этапов:

  1. Изучение и анализ рынка, разработка маркетинговой концепции.
  2. Разработка и проектирование продукта (услуги).
  3. Планирование производственных процессов.
  4. Материально-техническое обеспечение процессов производства.
  5. Процесс производства продукта (оказания услуги).
  6. Контроль качества продукции.
  7. Распределение продукции между потребителями.
  8. Помощь в использовании продукции (сервисная и консультационная).
  9. Получение обратной связи о качестве продуктов и услуг.
  10. Коррекция деятельности и производственных процессов для повышения качества продукта.

Внешняя среда социокультурного предприятия включает:

  • социально-политическую и экономическую обстановку,
  • характер международных отношений,
  • уровень развития техники и производства,
  • социально-культурный уровень развития общества.

Внутренняя среда связана со следующими компонентами:

  • производственный процесс,
  • персонал и система управления,
  • маркетинг организации,
  • финансово-учетная составляющая деятельности предприятия.

Все компоненты внешней и внутренней среды взаимосвязаны и обеспечивают устойчивость предприятия, его конкурентоспособность на рынке, а также клиентоориентированный характер деятельности.

Дата последнего обновления статьи: 11.12.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot