Экономика социокультурной сферы
Различные сферы жизни общества демонстрируют устойчивые связи с экономическими явлениями, которые в условиях действия принципов свободного рынка определяют их развитие.
Социокультурная сфера общественной жизни представляет собой совокупность социальных институтов, обеспечивающих производство, распространение и использование культурных, образовательных, информационных и иных социально-значимых продуктов и услуг, в которых нуждаются пользователи для удовлетворения своих информационно-культурных потребностей.
К социокультурной сфере можно отнести деятельность следующих учреждений:
- образовательных организаций разного уровня,
- научных институтов и центров,
- органов здравоохранения и социальной защиты,
- организаций по развитию и обеспечению спортивно-оздоровительной деятельности,
- культурных организаций и центров продвижения искусства,
- организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма, отдыха, предоставления рекреационных услуг.
Экономика социокультурной сферы представляет собой отрасль экономической науки, которая изучает основные закономерности, процессы и проблемы, возникающие в данной сфере общественной жизни в ходе ее функционирования в условиях свободного рынка.
Предметом экономики социокультурной сферы выступают все процессы, которые связаны с управлением отраслями социально-культурного производства, распределением между ними материальных ресурсов, а также оплатой труда работников данной сферы.
Организационная структура предприятий социокультурной сферы включает в себя следующие компоненты:
- Целевой компонент, который определяет миссию предприятия в социуме, перспективные задачи его деятельности, а также общую стратегию реализации целей.
- Ресурсный потенциал предприятия, включающий разные виды ресурсного обеспечения, в том числе финансовые, материальные, технологические, управленческие, трудовые и другие ресурсы.
- Организационная культура, которая складывается как система принятых в данной организации мер и традиций профессионального поведения, а также управленческих решений.
- Продукт (услуга) как конечный результат деятельности предприятия.
Факторы развития и типология социокультурных предприятий
В основе экономики социокультурной сферы лежит деятельность, направленная на удовлетворение потребностей населения в определенных видах продуктов и услуг. Система общественных потребностей, определяющая цели, содержание и результат социокультурного производства, определяется системой общественных потребностей, зависящих от разных факторов:
- демографических и социальных,
- национально-исторических,
- религиозно-идеологических,
- образовательных и культурных,
- состояния научно-технического и производственного развития общества.
Население выступает как субъект потребности, удовлетворением которой занимается производственная сфера социокультурных предприятий и организаций. При этом производимые ими товары и услуги выступают как инструменты удовлетворения потребностей потребителей.
В современной России предприятия социокультурной сферы делятся на группы по разным основаниям. Наиболее часто встречается классификация, основанная на выделении типа (вида) производимых ими товаров или услуг. По данному критерию выделяются:
- Предприятия и организации, которые предоставляют потребителям материальные продукты (товары) и услуги. К ним можно отнести, например, типографии, киностудии, фабрики, осуществляющие производство предметов народных промыслов, и проч., а также фотостудии, реставрационные мастерские, студии видеозаписи.
- Предприятия, предоставляющие услуги, имеющие материальный результат. Например, сфера игорного бизнеса, компьютерных игр.
- Организации, сфера деятельности которых связана с предоставлением нематериальных продуктов и услуг. К ним можно отнести учреждения культуры и искусства, а также образовательные организации.
- Торговые предприятия, которые сосредоточены на продаже продуктов культурной сферы.
Внешняя и внутренняя среда социокультурных предприятий и их производственный цикл
В социокультурной сфере можно выделить внешнюю и внутреннюю среду функционирования. Обе они образуют в совокупности производственный цикл организации, складывающийся из ряда этапов:
- Изучение и анализ рынка, разработка маркетинговой концепции.
- Разработка и проектирование продукта (услуги).
- Планирование производственных процессов.
- Материально-техническое обеспечение процессов производства.
- Процесс производства продукта (оказания услуги).
- Контроль качества продукции.
- Распределение продукции между потребителями.
- Помощь в использовании продукции (сервисная и консультационная).
- Получение обратной связи о качестве продуктов и услуг.
- Коррекция деятельности и производственных процессов для повышения качества продукта.
Внешняя среда социокультурного предприятия включает:
- социально-политическую и экономическую обстановку,
- характер международных отношений,
- уровень развития техники и производства,
- социально-культурный уровень развития общества.
Внутренняя среда связана со следующими компонентами:
- производственный процесс,
- персонал и система управления,
- маркетинг организации,
- финансово-учетная составляющая деятельности предприятия.
Все компоненты внешней и внутренней среды взаимосвязаны и обеспечивают устойчивость предприятия, его конкурентоспособность на рынке, а также клиентоориентированный характер деятельности.