Чтение как феномен изучения
В современном мире с его возрастающими объемами информации особая роль принадлежит чтению и читательской деятельности как механизмам усвоения разнообразных сведений. Однако общая тенденция к визуализации культуры, появление клипового сознания и изменение особенностей восприятия текстовой информации поставили перед обществом серьезную проблему чтения как способа социализации и развития индивида. На сегодняшний день многие подростки и молодые люди имеют проблемы, касающиеся формирования навыков чтения. В частности, страдает не только так называемая техника чтения (его скорость, правильность, темп и интонация). В первую очередь снижаются показатели, относящиеся к качественной стороне читательской деятельности: восприятие и понимание прочитанного, ориентация в тексте, поиск и вычленение нужных сведений, структурирование информации в соответствии с потребностями коммуникации и проч. Поэтому значимой становится теоретико-методологическая разработка концепции читательского развития личности, которая позволит сформировать необходимые навыки и повысить культуру чтения.
Понятие читательского развития многогранно, поскольку чтение рассматривается разными отраслями с различных позиций. В частности, феномен чтения изучается в психологии, педагогике, книговедении, культурологии. В отечественном поле исследования проблем чтения наметилось понимание чтения как сложного вида деятельности, который обладает комплексной природой.
Основные характеристики чтения заключаются в следующем:
- Чтение предстает как часть речевой деятельности индивида, формирующая в онтогенезе и включающая механизмы усвоения письменного текста.
- Чтение включает психофизиологические механизмы трансформации графических буквенных сочетаний в фонемы и морфемы, их восприятие и осмысление для получения информации, заложенной в тексте.
- Чтение выступает как механизм интеллектуального и речевого развития личности, помогающий в накоплении необходимого уровня словарного запаса, становлении грамматического строя речи, расширения кругозора и формирования научного мировоззрения.
- Чтение выступает как фактор социализации профессионального развития индивида, обеспечивая включение в культуру и общественную практику, облегчая формирование профессиональных компетенций и развивая коммуникативные навыки.
- Наконец, чтение является феноменом воспитательного значения, обеспечивая становление базовых ценностей, эмоционально-волевое развитие личности, приобщение ее к базовым национальным концертам сознания.
Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты
Многоаспектный характер чтения определяет и основные подходы к определению понятия читательское развитие.
Под читательским развитием следует понимать комплексный процесс накопления количественно-качественных изменений в технике и механизмах восприятия и усвоения письменной речи, результатом которого является формирование читательских компетенций развитие потребностей в чтении и читательских интересов.
Теоретико-методологические аспекты изучения развития чтения включают несколько проблем:
- Изучение вопроса о механизмах развития чтения и читательской деятельности в онтогенезе. В данном случае исследователей волнует вопрос периодизации читательского развития, описания характерных особенностей индивидуально-возрастных периодов развития личности читателя и факторов отклонения от траектории нормального читательского развития.
- Исследование феномена читательской деятельности в психологическом и социальном аспекте. В частности, исследования проводятся в рамках структуры чтения как особого вида речевой деятельности, включающей мотивацию, постановку целей и задач, последовательную реализацию исполнительской части и контроля ее осуществления. Как часть социальной практики чтение изучается в аспекте его роли в становлении коммуникации, профессиональном самоопределении и формировании социальных установок и ценностей.
- Определение механизмов воздействия на сознание и поведение читателя для целенаправленного изменения и улучшения читательской деятельности.
- Разработка методик эффективного обучения чтению и совершенствования читательской деятельности индивида.
- Поиск методологических принципов для формирования концепции чтения, которая должна лечь в основу обучения чтению и читательского развития.
В настоящее время наиболее активно изучение чтения происходит в теоретическом аспекте в рамках психологии, педагогики и социологии. В частности, исследователей интересуют механизмы развития мотивации к чтению, становление читательских потребностей, формы работы по расширению круга чтения, улучшение продуктивности чтения и его количественных и качественных показателей. Кроме этого, по-прежнему актуален вопрос воспитательного значения чтения, его общеразвивающий потенциал, обеспечивающие эффективность учебной деятельности человека. Социология чтения позволяет вычленить типовые черты, присущие определенным общественным группам читателей, и на основе этих данных прогнозировать развитие читательских потребностей и интересов, определять наиболее эффективные пути взаимодействия с читателями различных возрастных, гендерных, профессиональных, этнических и других категорий.
Наконец, построение единой концепции чтения и читательской деятельности, базирующейся на акмеологическом подходе, предполагает признание чтения ценностью духовного мира, основным механизмом приобщения человека к культуре. Поэтому развитие чтения выступает как постоянный процесс совершенствования читателя на протяжении всей его жизни с целью повышения культуры и продуктивности чтения.