Традиции и история семейного чтения
В настоящее время информационная культура человека немыслима без чтения, навыки которого формируются в детстве, в семейном кругу. Помимо домашней библиотеки, родители, формируя книжную культуру ребенка, приучая его читать, обращаются к фондам библиотек, которые могут предложить более широкий выбор книг различных направлений и жанров.
Семейное чтение имеет богатую историю, которая начала свой отсчет со времен античности. Особую роль оно стало играть в русской культуре с возникновением письменности. Малочисленность книг делала их практически недоступными для широких слоев населения, поэтому те книги, которые могли аккумулироваться в домашней библиотеке, вводили ребенка в мир чтения именно через практику семейных вечеров чтения. В XIX веке эта практика была распространена в образованных семьях разночинной интеллигенции и дворян. Семейные чтения стали настолько популярны, что их популяризаторы создали «Комиссию по организации домашних чтений», которая распространяла списки рекомендуемой литературы, проводила книжные обзоры, а также занималась изданием журналов и альманахов для чтения в семейном кругу.
В советское время была открыта сеть библиотек, практически при каждой из которых действовал абонемент детской литературы. Важной частью библиотечной работы стало информационное просвещение населения, в том числе и работа по воспитанию традиций семейного чтения. Появились семейные абонементы, при библиотеках действовали специальные кружки, которые помогали молодым родителям правильно организовать чтение ребенка, проводилось читательские конференции и круглые столы.
В 1990-е годы в связи с резким изменением экономической ситуации финансовое благополучие многих семей пошатнулось. Возросшая занятость родителей отрицательно сказалась на воспитании и образовании детей, которые испытывали дефицит общения. В настоящее время возникла новая проблема – переход сферы интересов подростков и многих взрослых в онлайн-пространство, что негативно сказывается на семейных связях, детско-родительских отношениях, а также на приобщении детей к культуре чтения. В этой ситуации возрастает роль библиотеки как социального института, популяризирующего книгу и участвующего в возрождении традиций семейного чтения.
Библиотека и семейное чтение: принципы и направления работы по его организации
Основные подходы библиотек к организации семейного чтения заключаются в учете следующих принципов:
- Дифференцированный подход к библиотечному обслуживанию пользователей с учетом их возраста, профессии, уровня образования и интересов. Организовать семейные чтение, интересное и полезное для всех членов семьи, - значит учесть интересы и особенности каждого ее члена.
- Организация дифференцированного подхода к оформлению библиотечного пространства. Библиотечное «поле» становится неоднородным: в нем выделяются «тихие» зоны для работы с документами, а также «шумные» зоны, где могут быть обслужены дошкольники, проводятся игровые мероприятия, квесты и викторины.
- Изменение представлений о функционале библиотек, которые из мест выдачи книг по абонементам становятся центрами клубного типа, предлагающими пользователям различные мероприятия культурно-просветительского характера, а также широкий спектр услуг: консультативных, информационных, технических, досуговых, развлекательных и проч.
- Широкое взаимодействие со специалистами, занимающимися вопросами семьи и детства: педагогами, психологами, врачами, которые могут оказать родителям помощь в воспитании детей, развитии мотивации к чтению и общению.
Основные аспекты работы по организации семейного чтения заключаются в следующем:
- Осуществление информационно-просветительской работы детей и их родителей по различным вопросам. Сюда относятся беседы, направленные на знакомство с библиотекой, тематические часы и выставки, посвященные творчеству определенных писателей, юбилею книг или какой-либо иной теме, встречи со специалистами и др.
- Развитие традиций семейного чтения через работу семейного абонемента, кружков или клубов семейного чтения, проведения конкурсов на звание лучшей читающей семьи.
- Организация досуга семьи через подготовку и проведение семейных викторин, квестов, праздников книги, мастер-классов.
- Сотрудничество со специалистами, являющимися руководителями детского чтения (воспитателями, учителями, методистами) по вопросам, связанным с улучшением обслуживания читательских семей и продвижения книги и чтения.
Развитию семейного чтения способствуют специализированные мероприятия, которые проводятся библиотекой для привлечения читающих семей. К ним можно отнести «День открытых дверей», «День родителей», «День семьи». В течение десятилетия набирает популярность акция «Библионочь», которая объединяет в стенах библиотеки представителей разных поколений. Все эти акции и формы работы призваны помочь родителям осознать важность семейного чтения, привить семье культуру постоянного посещения библиотеки с ребенком и выбора книг для совместного чтения.