Библиотека и хозяйственные правоотношения
Став участником рыночных отношений в 1990-е годы, библиотека получила права и обязанности, характерные для субъектов рынка. Это обусловило изменения, которые произошли в ее правовой, хозяйственной и управленческой деятельности, в частности:
- Библиотека получила право выступать в качестве субъекта хозяйственной деятельности.
- В библиотечных учреждениях сформировались принципы коммерческой деятельности, сопутствующей и не мешающей их основной деятельности.
- Управленческий аппарат библиотеки стал искать новые пути и формы привлечения в библиотеку материально-финансовых ресурсов для ее развития и обеспечения высокого качества оказываемых услуг.
Будучи субъектов хозяйственных отношений, библиотека, в первую очередь, становится участников договорных правоотношений, регулирующих ее деятельность как субъекта рыночной экономики.
Хозяйственная деятельность библиотеки представляет собой реализуемую учреждением экономическую стратегию в сфере договорных отношений для получения прибыли от основных видов деятельности или для осуществления управления библиотечными процессами.
Хозяйственная деятельность библиотеки в условиях современной экономической ситуации выполняет несколько функций:
- Способствует включению библиотеку в сферу рыночной экономики как самостоятельного субъекта.
- Стимулирует оказывать более качественные и востребованные потребителем услуги в рамках свободной конкуренции с другими игроками информационного рынка.
- Способствует расширению спектра оказываемых библиотекой услуг.
- Помогает найти дополнительные источники финансирования библиотеки.
- Способствует более оперативному решению текущих административно-хозяйственных вопросов (например, осуществление мелкого ремонта, приобретение расходных материалов, прием / увольнение сотрудников).
- Развивает экономическую инициативу и помогает библиотеке повышать экономический потенциал.
Договорные отношения в библиотеке как основа ее хозяйственной деятельности
В основе хозяйственной деятельности библиотеки лежит система договорных отношений, которые заключаются между разными участниками библиотечно-информационной деятельности, а также сторонними субъектами рынка. Например:
- Правоотношения между библиотекой и органами местного самоуправления.
- Отношения между библиотекой и пользователями.
- Правоотношения в рамках сотрудничества между библиотекой и другими учреждениями (партнерскими организациями).
- Отношения между библиотекой как заказчиком определенных видов работ и услуг и их исполнителями – подрядчиками.
- Отношения между правообладателями интеллектуально-информационной продукции и сотрудниками библиотеки, использующими эту продукцию в профессиональной деятельности.
- Отношения между руководством библиотеки и ее сотрудниками (персоналом).
В соответствии с многообразием правоотношений, в которые вступает библиотека, можно выделить несколько видов договорных отношений, которые используются в ее хозяйственной деятельности:
- Договоры купли-продажи, действие которых распространяется на платные услуги, оказываемые библиотекой. К примеру, библиотека издает библиографическое пособие (или иной продукт), который она может реализовать на рынке информационных товаров, извлекая из этого прибыль.
- Договоры, касающиеся имущественных отношений в сфере использования библиотечного имущества. В частности, это договоры субаренды. Например, при предоставлении библиотекой части неиспользуемых площадей для открытия кафе, магазинов канцелярских принадлежностей, а также иных нужд. Также сюда можно отнести договоры лизинга как предоставления в возмездное пользование библиотечного оборудования.
- Договоры мены, которые обеспечивают законодательно процессы, связанные с бартерными отношениями.
- Договоры подряда, заключаемые между библиотекой и исполнителями услуг, которых она привлекает для реализации тех работ, с которыми не может справиться самостоятельно. К примеру, это может быть договор на осуществление ремонтных работ, оказание полиграфических или реставрационных услуг, а также договоры, которые заключаются с ведущими мероприятий, артистами, художниками, которые участвуют в осуществлении библиотечных мероприятий в качестве приглашенных гостей.
- Договоры о сотрудничестве, заключаемые между библиотекой и организациями-партнерами (учреждениями культуры, образования, социальной защиты и проч.).
- Договоры, касающиеся нормативно-правового обеспечения трудовых отношений с сотрудниками библиотеки.
- Государственные контракты, грантовые контракты, которые библиотека заключает, когда обязуется выполнить работы в рамках государственного заказа или при реализации грантового проекта.
Таким образом, направления хозяйственной деятельности библиотеки разнообразны и подвергаются обязательному правовому регулированию в рамках договорных отношений, обеспечивающих законность деятельности библиотеки, регламентирующих ее права и обязанности и устанавливающих ответственность за нарушение сроков, объемов или ухудшения качества оказываемых ею услуг.