Место библиотеки в учебном процессе
Переход к постиндустриальной экономике обусловил важность информационной подготовки молодежи. Общественные изменения инициировали возникновение новой модели образования, которая основана на гибких концепциях обучения, а также принципе продолжающегося обучения, осуществляющегося на протяжении всей жизни. В этой ситуации необходимо готовить школьников к жизни в условиях информационного общества, а значит, формировать навыки работы с различной информацией. Особую роль в реализации этих задач играет школьный информационно-библиотечный центр, который распространяет необходимые библиотечные, библиографические, информационные знания среди учеников.
Ведущая роль библиотеки в формировании данных компетенций подростков обусловлена двумя аспектами:
- применением необходимых информационных ресурсов, которые используются в педагогическом процессе и включают документы на разных носителях;
- профподготовкой библиотекаря, позволяющей ему реализовывать целенаправленную деятельность по развитию информационной компетенции учеников.
В процессе формирования системы информационных компетенций библиотекарь использует различные формы работы, а также опирается на библиотечно-библиографические знания и информационные сведения:
- Занятия, направленные на развитие библиографической грамотности, на которых дети знакомятся с понятием библиографии, библиографическим описанием и его назначением, учатся анализировать описания, извлекать из них необходимую информацию об издании, а также составлять описания для собственных исследовательских работ (докладов, рефератов, проектов).
- Библиотечные уроки, направленные на знакомство с библиотекой, ее фондами, пропаганду книги и чтения.
- Практикумы по использованию информационных ресурсов и поисковых систем (обучение рациональному поиску в Интернете, работе с каталогами и картотеками).
- Библиотечные экскурсии.
- Специальные курсы по повышению информационно-компьютерной грамотности школьников.
Однако эта работа имеет и ряд недостатков, которые обусловлены разными причинами:
- Необязательный характер библиотечно-информационных уроков.
- Монодисциплинарный подход, сосредоточение на одном аспекте информационной подготовки без формирования целостной информационной культуры.
- Недостаточная психолого-педагогическая подготовка библиотекарей.
- Отсутствие индивидуализации содержания информационного обучения.
В связи с этим школьный библиотекарь сталкивается с необходимостью постоянного повышения квалификации с целью поддержания собственных знаний и умений в актуальном состоянии, а также с поисковых новых форм трансляции необходимых подрастающего поколению основ информационной грамоты.
Особую роль здесь играет взаимодействие со школьным учителем на всех уровнях: целевом, организационном, содержательном. Это значит, что учитель и библиотекарь объединяют свои усилия для формирования информационных компетенций у учеников, используя единый понятийный аппарат, актуальные формы организации педагогического процесса (например, интегрированные уроки, специальные курсы), а также создание единого информационного пространства в образовательном учреждении.
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Работа библиотекаря по формированию системы библиотечно-информационных знаний и компетенций заключается в постоянном информировании учителей о методической и развивающей роли информационной грамотности в образовании и самообразовании. В то же время учителя при организации проектной, научно-исследовательской или самостоятельной работы учеников должны ориентировать их на использование ресурсов библиотеки, обучать навыкам рационального труда при работе с источниками сведений и нормам выполнения учебных научных работ.
Определяя «зону» формирования информационных компетенций, библиотекарь должен понимать ее связь с метапредметными умениями и навыками: познавательными, коммуникативными, регулятивными, а также использовать ее для организации межпредметного взаимодействия. В частности, в образовательном процессе востребованы следующие навыки информационно-библиотечного характера:
- находить нужную информацию, используя различные источники;
- проводить оценку и первичный анализ сведений, содержащихся в источнике, с точки зрения ее достоверности, надежности, полноты, научности и проч.;
- осуществлять целостный анализ сведений с точки зрения их содержания, выделяя главное и второстепенное, существенное и несущественное;
- перерабатывать информацию в соответствии с учебными задачами (отвечать на вопросы, пересказывать, выделять композиционные особенности сообщения, структурировать идейно-тематическое содержание информации и проч.);
- использовать информационные источники для создания собственных высказываний по определенной теме, подготовке проектов, рефератов, докладов, сообщений;
- сравнивать информационные источники в содержательном аспекте, определять их роль в раскрытии темы или проблемы;
- организовать внеклассное чтение для пополнения знаний по предмету;
- использовать информационные ресурсы Интернета, сетевых библиотек получения для образования и самообразования.
Для формирования этих и других информационных навыков необходима систематическая работа, направленная на развитие информационных компетенций учеников, которая реализуется совместными усилиями библиотекарей и педагогов-предметников.