Аннотирование в процессе создания библиографических пособий для детей
Педагоги, методисты, работники библиотек, а также общественные деятели выказывают тревогу по поводу процессов, происходящих в области детско-юношеского чтения. В частности, специалисты указывают на такие проблемы, как падение интереса к чтению, отказ от знакомства с классикой, ориентация на жанры массовой литературы, слабое знакомство с научно-популярными изданиями, а также познавательной литературой для детей и юношества.
В этой ситуации особую роль играют меры, связанные с популяризацией книги и чтения, информированием детей и подростков о тех изданиях, которыми располагает библиотека, а также умение ее сотрудников заинтересовать ребенка книгой, пробудить в нем желание прочитать ее.
В библиотечно-информационном обслуживании юных читателей используется такой вид деятельности, как составление библиографический пособий, в которых представлена информация о различных изданиях, рекомендуемых к прочтению детям. Однако не всегда библиографическое пособие становится для юного читателя руководством в сфере чтения. Это происходит по ряду причин, в том числе и из-за использования при составлении таких пособий однообразных приемов описания и подачи материала, что делает их неинтересными для детей. В связи с этим особенно актуальной для библиотечной практики становится проблема аннотирования литературы для детей и подростков.
Аннотирование в библиотечно-библиографической работе предстает одним из видов аналитической переработки информации для создания описания документа (издания), в которое включаются наиболее общие сведения о предназначении, проблематике и структуре издания.
Аннотирование необходимо в библиографировании, так как оно выполняет следующие важные функции:
- ориентационную функцию, помогая пользователю осуществлять дифференциацию изданий в связи с темой и характером его запроса;
- поисковую функцию, облегчающую процессы нахождения необходимого издания;
- коммуникативную функцию, устанавливающую связь между читателем и книгой с помощью третьего звена – библиографа как посредника, осуществляющего первичную обработку и структурирование информации об изданиях;
- оценочную функцию, формирующую первичное читательское отношение к книге, а также желание познакомиться с ее содержанием.
Аннотации в практике обслуживания читателей - детей и подростков делятся на несколько типов в зависимости от разных критериев, положенных в основу классификации:
- По возрасту читателя можно выделить аннотации, предназначенные для читателей-дошкольников, а также аннотации для младших школьников, подростков и юношества.
- По назначению аннотации бывают справочные (дают информацию по какой-либо теме), а также рекомендательные (содержат описания произведений, рекомендуемых к прочтению).
- По способу описания документов аннотации подразделяются на такие виды, как аналитические, общие и групповые.
Требования к составлению аннотаций для детей, подростков и юношества
При составлении аннотаций для детей необходимо учитывать их возрастные особенности, степень сформированности читательских интересов, а также актуальные читательские потребности, которые диктуют выбор литературы для аннотирования.
Особенности аннотирования пособий для дошкольников состоят в следующем:
- Выбор литературы для аннотирования определяется кругом чтения ребенка данной возрастной группы. В него входят произведения устного народного творчества, сказки, познавательные книги небольшого формата.
- Аннотация составляется в расчете на совместное чтение детей и родителей. При этом необходимо избегать сложных фраз, слов, не знакомых ребенку. Аннотация должна быть написана простым и доступным языком, вызывать интерес у ребенка, желание прочитать книгу.
- Требования к оформлению детской аннотации состоят в использовании крупного шрифта, фотографий книги, иллюстраций, игровые элементы (например, к аннотации предлагается картинка-раскраска на сюжет из книги), интерактивные ссылки на мультфильмы по книге и проч.
- При аннотировании ведущими функциями являются оценочная и коммуникативная: цель пособия для детей данного возраста – привлечь к чтению, пробудить интерес к книге, способной удовлетворить познавательные потребности дошкольного возраста.
При аннотировании литературы для младших школьников учитывается, что сфера читательских интересов ребенка 7-11 лет уже определяется школьной программой, поэтому состав произведений для аннотирования расширяется. В него включаются произведения русской и мировой детской классики, научно-познавательные издания, энциклопедии и справочники, детская периодика. Стиль изложения остается занимательным, однако усложняется. В аннотациях доминирует информационно-оценочная функция.
При составлении аннотаций для подростков и юношества учитываются следующие требования:
- Разнообразие источников аннотирования, сочетание справочных и рекомендательных форм библиографии.
- Постепенное усложнение языка описания, приближение его к строгому, академичному стилю.
- Включение в аннотацию элементов библиографического описания для самостоятельного поиска книги в библиотеке, а также использовании сведений из описания в рефератах, докладах.
- Создание тематических библиографических аннотаций, учитывающих разносторонние читательские интересы подростков.
- Увеличение доли аннотированных пособий по разным отраслям знания, необходимых для самостоятельного обучения и поиска научно-учебной информации.
Таким образом, принципы аннотирования в процессе создания библиографических пособий для детей отличаются от принципов составления аннотаций для взрослых пользователей, так как учитываются возрастные и индивидуальные особенности читателя-ребенка и особенности развития его читательских компетенций.