Механические опасности
В основе механических опасностей лежат силы гравитации или кинетической энергии тел, которые могут оказать на человека нежелательное воздействие. К механическим опасностям искусственного происхождения относятся машины, механизмы, оборудование, транспорт, здания и сооружения и др. В результате каких-либо обстоятельств они воздействуют на человека своей кинетической энергией, массой, другими свойствами. Следствием их действия являются различной степени тяжести телесные повреждения. Только в одних дорожно-транспортных происшествиях в стране ежедневно погибает около $100$ человек, а ещё большее количество получает травмы.
Механические опасности могут быть природного и искусственного происхождения:
Природное происхождение имеют обвалы и камнепады в горах, снежные лавины, сели, град.
К искусственным механическим опасностям относятся машины, механизмы, транспорт, оборудование, здания и сооружения. Этот вид опасностей широко распространен не только во всех видах деятельности людей, но и во всех возрастных группах – среди детей, учащихся, домашних хозяек, среди людей старшего возраста. Исходя из наличия энергии, объекты, представляющие механическую опасность, делятся на $2$ класса – потенциальные и энергетические.
Неровные или скользкие поверхности, открытые люки, высота возможного падения, относятся к потенциальным объектам и не имеют энергии, но при контакте с потенциальными механическими опасностями травмирование может произойти за счет энергии самого человека.
Энергетические объекты могут быть представлены торчащими гвоздями, режущими и колющими предметами, заусеницами, лезвием. Поскольку они имеют тот или иной энергетический потенциал, то и воздействуют в соответствии с ним на человека при контакте.
Сильное воздействие оказывает механическое травмирование на нервную систему и приводит к тяжелому состоянию организма. Нарушение двигательной функции или чувствительности отдельных органов происходит при повреждении периферических нервов. Общее сотрясение и довольно частое повреждение головного мозга вызываются сильными ушибами головы, пулевыми и осколочными ранениями, что может вызвать остановку дыхания или паралич сердца. Большую угрозу для жизни представляют травмы крупных сосудов и сердца, часто приводящие к летальному исходу. Различного рода обвалы, транспортные катастрофы, сопровождающиеся сильными ушибами значительной части тела, приводят к контузиям, при которых отмечаются тяжелые повреждения органов и тканей. От степени контузии и его места зависит функциональное расстройство организма.
Например, контузии головного мозга могут сопровождаться судорогами, параличами, понижением чувствительности в разных частях тела, поражением слуха и зрения. Проявление последствий травмирования может произойти и в более поздний период – позднее кровотечение, эпилептический припадок, нарушение дыхания, нарушение сердечной деятельности, нервной регуляции и др.
Классификация механических травм
Воздействие внешней механической силы приводит к механическим травмам. Это может быть повреждение тканей, частей тела и других анатомических образований. Травма чаще всего бывает острой и внезапно возникающей.
Травмы, помимо острых, могут быть хронические, с медленно развивающимися изменениями в тканях. При острой травме характер повреждения будет зависеть от массы, скорости движения, направления и продолжительности действия травмирующей силы, а также от локализации и анатомо-физиологических особенностей поврежденных образований.
Повреждения в зависимости от вида анатомических структур тканей:
- Травмы мягких тканей;
- Травмы связочно-сумочного аппарата суставов, например, разрыв мениска и связок коленного сустава;
- Травматические вывихи суставов, например, плечевого сустава;
- Травмы конечностей, особенно переломы костей;
- Полостные повреждения органов.
Травматические повреждения по степени тяжести:
- Повреждения легкие и незначительные, как правило, быстро заживающие;
- Повреждения средней тяжести. Они не опасны для жизни, но требуют более длительного лечения и могут сопровождаться временной нетрудоспособностью;
- Повреждения тяжелые, создающие определенную угрозу жизни человека. Они влекут стойкую утрату трудоспособности и требуют длительного лечения;
- Повреждения крайне тяжелые, приводящие к летальному исходу.
Среди ученых нет однозначного толкования термина «механическая травма».
По мнению отечественных ученых классификация механических травм должна отвечать определенным требованиям:
- Наличие достаточной информации о пострадавшем;
- Общее состояние пострадавшего и тяжесть повреждения;
- Особенности повреждения;
- Локализация повреждения;
- Наличие единства механических травм для всех видов и вариантов;
- Недопустимость двойного смысла понятий и терминов, которые должны быть легко запоминающимися;
- Классификация должна способствовать научным и статистическим разработкам;
- Способствовать систематизации повреждений и методов лечения травм;
- Её направленность должна быть диагностическая, лечебно-тактическая с включением элементов прогнозирования.
Вопросы унификации терминологии и классификации механических травм рассматривались на $III$ Всесоюзном съезде травматологов-ортопедов в Москве ещё в $1975$ г. и получили признание.
Все повреждения в классификации механических травм делятся:
- Изолированные травмы;
- Множественные травмы;
- Сочетанные травмы.
Они могут являться составными частями комбинированных повреждений и возникать в результате разнородных поражающих факторов – механических, термических, химических и др.
Изолированные повреждения относятся к какой-то одной анатомической области или полости.
Здесь различают группы повреждений:
- Повреждения головы;
- Повреждения шеи;
- Повреждения грудной клетки;
- Повреждения живота;
- Повреждения позвоночника;
- Повреждения таза и внутритазовых органов;
- Повреждения ключицы и лопаток;
- Повреждения плечевого сустава;
- Повреждения локтевого сустава;
- Повреждения плеча;
- Повреждения предплечья;
- Повреждения кистевого сустава;
- Повреждения кисти и пальцев;
- Повреждения тазобедренного сустава;
- Повреждения коленного сустава;
- Повреждения голени;
- Повреждения голеностопного сустава;
- Повреждения стопы и пальцев.
Множественные механические повреждения или травмы – это повреждения $2$-х и более внутренних органов в одной полости. Например, переломы бедра и голени являются множественными травмами опорно-двигательной системы. Если повреждения находятся в разных функциональных зонах, но в одном сегменте конечности, то они тоже будут относиться к множественным травмам.
При сочетанной травме повреждается один или более внутренних органов с переломами костей. Например, разрыв кишечника и почки, перелом бедра и разрыв легкого.
Основная методологическая ценность классификации заключается в том, что с начала обследования врач может ориентироваться в каждом периоде на выявление течения травматической болезни и выбора соответствующего лечебного мероприятия. Ведущее место среди многочисленных видов механических травм занимают повреждения костей и суставов.
Другие механические опасности
Существует ещё целый ряд механических опасностей, которые могут быть связаны с:
- Движением;
- Расположением рабочего места;
- Системой управления;
- Подъемом грузов;
- Несоответствующими мерам безопасности крепежными приспособлениями и др.
С функциями передвижения связаны такие опасности как:
- Сильные рывки в начале движения;
- Движение при отсутствии водителя;
- Движение при опасном положении деталей;
- Превышение скорости машины;
- Возможные сильные вибрации во время движения;
- Невозможность торможения или полная остановка машины.
Неправильное расположение рабочего места:
- Выпадение из рабочего места при посадке или падение на него;
- Сильная запыленность или загазованность рабочего места;
- Возможная воспламеняемость кабины, отсутствие средств пожаротушения;
- Непосредственное касание колес на рабочем месте;
- Наматывание чего-либо;
- Возможность выпадения наружу;
- Непосредственное касание элементов машины;
- Недостаточный обзор;
- Недостаточное освещение и неудобное сиденье;
- Отвлекающий фактор в виде недопустимого уровня шума и вибрации;
- Отсутствие аварийного выхода и невозможность быстрой эвакуации.
С системами управления связаны такие опасности как:
- Не отвечающее требованиям размещение органов управления;
- Неудовлетворительная конструкция органов управления.
- При подъеме грузов могут возникнуть опасные состояния и события:
- Удар о машину при подъеме грузов при недостаточной устойчивости;
- При бесконтрольной загрузке, перегрузке, а также при превышении допустимого наклона;
- При бесконтрольном отклонении движения;
- При неожиданном перемещении груза.
Несоответствующие технике безопасности крепежные приспособления могут иметь следующие последствия:
- Столкновение машин;
- Сход с рельсов;
- Удар груза и др.