Историческая справка
Общественная экологическая экспертиза является одним из двух видов экологической экспертизы (ЭЭ).
Она появилась в начале 1980-х годов в России. Сначала общественная ЭЭ развивалась довольно стихийно. Не было правового регулирования общественного участия в ЭЭ, отсутствовали четко обозначенные формы такого участия.
Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды», изданный в 1991 году, стал первым документом, который внес какую-то определенность. Закон гласил, что государственную ЭЭ необходимо проводить гласно, при участии общественности. В нем впервые законодательно было принято понятие «общественная ЭЭ».
Федеральный закон «Об экологической экспертизе», изданный в 1995 году, стал вторым нормативным актом в данной области, который существенно изменил права общественности.
Общественную ЭЭ организуют и проводят по инициативе общественных организаций (или объединений) и граждан, а возможна также инициатива органов местного самоуправления общественными организациями (или объединениями), основная деятельность которых по их уставам связана с охраной окружающей природной среды.
Для проведения общественной экологической экспертизы необходимо подать заявление общественной организации (или объединения) о её проведении с целью получить государственную регистрацию.
Нормативная база
Статья 19 Федерального закона «Об экологической экспертизе» дает право гражданам (гражданину) и общественным организациям (общественной организации) (объединению) в области ЭЭ:
- предлагать варианты проведения общественной ЭЭ;
- получения информации о начале и результатах проведения ЭЭ;
- осуществления иных действий в области ЭЭ, которые не противоречат законодательству РФ.
К тому же, организации, которые осуществляют общественную экспертизу, обладают правом:
- получения от заказчика документации, подлежащей экологической экспертизе,
- ознакомления с нормативно-технической документацией;
- участия в заседаниях экспертных комиссий государственной ЭЭ как наблюдателей посредством своих представителей;
- участия обсуждении заключений общественной ЭЭ, которое ими же проводится.
Общественную экологическую экспертизу запрещено проводить по отношению к объектам, информация о которых составляет коммерческую, государственную или другую тайну, охраняемую законом.
Работа экспертной комиссии должна быть самостоятельной, при этом эксперты являются ответственными за качество заключений согласно действующему законодательству. После подведения итогов экспертизы организация, которая инициировала экспертизу, должна утвердить сводное заключение и направить его всем заинтересованным лицам для ознакомления.
Общественная экологическая экспертиза является эффективным инструментом общественного участия. Этот вид экспертизы дает возможность оценить качество подготовки проектной документации и сделать заключение о возможных экономических, социально-экологических и экологических последствиях реализации проекта.
Поскольку для государственного аппарата характерна тенденция сокращения его функций, роль и значимость общественной ЭЭ будет постепенно возрастать.
Общественная экологическая экспертиза является тем инструментом, который дает возможность установления диалога между общественным мнением, интересами населения и формальными процедурами.