Всемирный банк использует собственную классификацию макроэкономических и социальных показателей; показателей эффективности, разработанных в поддержку плана развития или долгосрочной стратегии; показателей эффективности государственного управления; показателей качества государственных услуг.
Рассмотрим наиболее значимые из них.
Классификация по доходам на душу населения
Классификация по доходам на душу населения основана на расчете индекса валового национального дохода на душу населения, который является базовым для международной статистики.
Данный показатель зачастую называется индексом благосостояния или уровня жизни в государстве, но это лишь приблизительная мера благосостояния населения конкретной страны, показатель индекс не учитывает следующие важные аспекты:
- Не показывает степень равномерности распределения доходов между гражданами страны.
- Игнорирует ущерб, который наносят производства окружающей среде.
- Не учитывает наличие и масштаб неоплачиваемой работы, выполняемой домашними хозяйствами, на общественных началах или теневой экономикой.
- Придаёт одинаковое значение общественно полезным и общественно вредным продуктам.
Методология Всемирного банка предполагает аналитическую классификацию стран на три категории:
- с высоким уровнем дохода на душу населения;
- со средним уровнем дохода на душу населения;
- с низким уровнем дохода на душу населения.
Классификация показателей качество государственного управления
Методика Всемирного банка основана на классификации параметров качества управления государством, которая включает несколько индексов:
- Возможность участия граждан в формировании правительства и уровень независимости СМИ, характеризующие различные параметры политических процессов, политических прав и гражданских свобод.
- Отсутствие насилия и политическая стабильность: группа показателей, характеризующих возможность дестабилизации правительства или его принудительной отставки. Этот индекс показывает, связано ли качество управления государством с необходимостью кардинальных перемен, сменой политического курса.
- Индекс эффективности правительства, который включает оценку качества государственных услуг, качества бюрократии, компетенции чиновников, уровня зависимости государственной службы от политики, уровня доверия к политике правительства.
- Уровень качества законодательства, характеризующий меры, противоречащие рыночной экономике: контроль цен, неадекватные меры контроля банковской системы, чрезмерный контроль развития бизнеса и международной торговли.
- Индекс верховенства закона, измеряющий степень доверия граждан к существующим законам и приверженность к их исполнению. В него включаются показатели взгляды граждан на преступления, эффективность и предсказуемость законодательной системы, приверженность к контрактной системе.
- Коррупционный контроль — индекс, учитывающий различные стороны коррупции, начиная от необходимости «дополнительно платить за то, чтобы была сделана работа» и влияния коррупции на бизнес, заканчивая существованием коррупции на уровне политической элиты.
Описанная методика позволяет оценить как отдельные компоненты, так и провести комплексную оценку.
Слабые стороны классификаторов Всемирного банка
Используемые Всемирным банком методики оценки эффективности в большинстве своем имеют недостатки:
- субъективность характера оценки, не позволяющего построить реальную картину управления государством;
- в технологии анализа качества управления нет положений, которые бы устанавливали ответственность за пристрастность предоставленной информации, что порождает недостоверность рейтинга;
- большинство методик основано на опыте определенных государств и не могут быть применимы к другим;
- методы оценки качества управления государством в основном предназначены для проведения межстрановой сравнительной оценки, их сложно использовать для отслеживания динамики изменений в отдельно взятой стране.