Консультационные услуги банка
Консультационные услуги банка – это услуги банковской структуры, которые представлены в форме интеллектуальной деятельности, непосредственно связанной с анализом, исследованием и выдачей сведений, результатов анализа, рекомендаций по обширному кругу вопросов как в сфере банковской деятельности, так и за ее пределами.
На сегодняшний день предоставление консультационных и информационных услуг частным лицам и экономическим субъектам весьма популярно, т.е, можно сказать, что такие услуги являются важной составляющей в деятельности коммерческих банковских услуг. Если говорить о динамике трансформации области услуг банковских структур, иностранные специалисты наиболее часто в своих работах упоминают именно консультационные услуги. Такие услуги относятся к внебалансовым операциям, выступающими в качестве современных источников экономического развития банковских структур. Консультационные услуги не предполагают предоставление займов и кредитов и т.д. и не способствуют увеличения размера активов или пассивов, т.е. должны быть отражены «вне баланса». Оплачиваются такие услуги, как привило, посредством выплаты комиссионного вознаграждения или гонорара за предоставление услуг.
Стоит отметить, что на сегодняшний день в развитых государствах банковское консультирование является одним из наиболее оплачиваемых видов деятельности финансовых учреждений.
Причины предоставления банковскими структурами консультационных услуг
Банковские структуры в значительной мере заинтересованы в предоставлении консультационных услуг своим клиентам по довольно большому количество причин, среди которых можно выделить:
- удержание «старых» клиентов:
- демонстрация высокого уровня квалификации сотрудников банковской структуры и их готовности к развитию партнерских отношений с клиентами, формирование положительного имиджа банковской структуры;
- увеличения уровня банковской квалификации клиентов финансового учреждения, что в значительной мере облегчает общение и обеспечивает рост эффективность взаимодействия клиента и банка;
- привлечение новых клиентов и предоставление им сопутствующих услуг;
- обеспечение роста объема реализации банковских продуктов и услуг, реализация которых возможно посредством предоставления консультационных услуг, что обеспечивает рост величины чистой прибыли.
Виды консультационных услуг, предоставляемых коммерческими банками
Весь комплекс консультационных услуг, которые оказываются банковскими структурами , условно можно разделить на две группы:
- общие услуги;
- специальные услуги.
К общим консультационным услугам не относятся банковские операции в их непосредственно понимании, так как предоставление таких услуг не предполагает каких-либо действий с денежными средствами, например, их выдачи или перевода. Однако, консультационные услуги общего характера представляют собой вид сопутствующих услуг причем всем осуществляемым операциям банковских структур: базовым (по кредитам и депозитам), общим (доверительное управление, факторинг), вспомогательным и даже сопутствующим базовым. Таким образом, консультационные услуги банковских структур общего характера касаются непосредственно всех видов операций, осуществляемых коммерческими банковскими структурами.
К общим консультационным услугам банковскими структурами, которые связаны с базовыми операциями, можно отнести следующие консультации:
- о порядке открытия банковских счетов и их непосредственного обслуживания;
- о порядке ведения различного рода банковских операций и наиболее эффективных вариантах их реализации;
- об операциях с ценными бумагами на фондовых рынках (например, акциями, облигациями);
- об операциях с иностранной валютой (например, покупкой или продажей американского доллара);
- об оформлении различного рода банковской документации.
Стоит отметить, что предоставление подобных консультационных услуг коммерческой банковской структурой можно назвать важнейшей составляющей деятельности любого финансового учреждения. Чаще всего подобные консультации проводят рядовые специалисты банковской структуры в форме советов, рекомендаций, как правило, в режиме «вопрос — ответ» и без оплаты.
Также банковские структуры готовы предоставить клиентам специальные консультационные услуги, связанные непосредственно с банковскими операциями определенных клиентов, и не могут быть отнесены в общим. Отличительной особенностью специальных консультационных услуг можно назвать тот факт, что они не являются, как правило, сопутствующими базовым банковским услугам, технологически поддерживающими различные операции банковских структур, а представляют собой отдельный, абсолютно автономный предмет сделок, заключаемых между банковскими структурами и их клиентами. На сегодняшний день к услугам специального характера можно отнести достаточно большое количество консультационных услуг не только по банковским, юридическим, финансовым, аудиторским и прочим проблемам.
Стоит отметить, что оказать специальные консультационные услуги клиенту сотрудник банковской структуры может предоставить не во всех случаях.. Например, консультации в отношении эмиссии и обращения ценных бумаг на фондовых рынках требуют больших временных и трудовых затрат, а значит, обходятся клиенту более дорого. На сегодняшний день можно выделить следующие специальные консультационные услуги:
- анализ фондовых рынков;
- консультирование по вопросам банковского законодательства;
- профессиональное обучение сотрудников клиента;
- оценка уровня ликвидности, доходности и перспективности определенных ценных бумаг;
- приобретение, реализация контрольного пакета акций, его консолидация.
Стоит отметить, что доходы, которые получают отечественные банковские структуры от предоставления консультационных услуг, составляют порядка 3-5 % от общего объема их доходов.