Понятие о банке и его функциях
Банковская система является неотъемлемой частью современных экономических отношений. Но начала формироваться она в глубокой древности. Ее основы были заложены еще в античные времена. Как только появились деньги и отношения купли-продажи, появились и люди. дававшие деньги в долг на определенных условиях. Позже они получили название ростовщиков. Ввиду разнообразия денег, находящихся в обиходе (каждое государство и каждый правитель чеканили свою монету) появилась необходимость в их обмене. Так появились рыночные менялы.
На рынках средневековой Европы для менял были оборудованы специальные места – скамьи. Позже на смену менялам и ростовщикам-одиночкам пришли целые конторы, занимающиеся кредитными операциями. В немецком языке слово «die Bank» переводится как «скамья». Похожее звучание слова скамья и на итальянском языке. Поэтому термин «банк» вскоре стал интернационализмом. Он закрепился во многих языках для обозначение именно кредитно-финансовых учреждений.
Банк - это кредитно-финансовое учреждение, которое занимается операциями с деньгами и ценными бумагами, и обслуживает потребности государства, юридических и физических лиц, регулирует обращение денежной массы.
Банки могут быть государственными и коммерческими, универсальными и специализированными, инвестиционными и сберегательными. К основным функциям банков относятся:
- выпуск (эмиссия) денег и ценных бумаг;
- привлечение и аккумуляция денег юридических и физических лиц;
- выдача кредитов и осуществление инвестиций;
- проведение различных кассовых операций и обслуживание счетов клиентов;
- доверительное управление имуществом клиентов;
- регулирование объема денежной массы, находящейся в обороте;
- обеспечение получения прибыли и пр.
Из всех перечисленных функций самой главной и самой древней является именно функция получения прибыли. Существует классическая поговорка: «Бедных банкиров не бывает».
Сущность понятия банковской безопасности
Любая хозяйственная деятельность связана с возможностями различного рода рисков.
Риск – это допускаемая возможность каких-либо потерь или убытков.
Не является исключением из этого правила и банковская сфера. Риски в банковской сфере могут касаться как чисто финансовой деятельности, так и носить общественный или общеполитический характер. Кроме того в современном мире, в условиях развития информационных технологий и автоматизации многих процессов нельзя исключать возможность технического риска или человеческого фактора (ошибки человека или сбоя техники).
В этих условиях необходимы меры по обеспечению безопасности банка.
Безопасность банка – это система мер и специализированных структур, которые обеспечивают стабильную работу всех банковских отделений и подразделений, нормальное выполнение всех банковских операций, своевременное осуществление выплат и принятие платежей, личную безопасность служащих банка. клиентов, их личной информации и активов, размещенных в банке.
Любой банк ставит первоочередной задачей обеспечение финансовой безопасности. Если банк будет работать стабильно, то у него будут возможности и средства для защиты информации, сотрудников. Кроме того чем успешнее банк, тем больше у него возможностей для привлечения высококвалифицированных специалистов в любую свою структуру.
Обеспечение финансовой безопасности заключается в организационно-управленческих решениях, различных мерах, которые гарантируют высокую степень защиты прав и интересов банка, прирост капитала, обеспечения возвратности кредитов и сохранность ценностей. Финансовой деятельности могут угрожать как внешние, так и внутренние обстоятельства и факторы. К внешним угрозам относят неблагоприятные экономические и политические условия в стране и регионе, неблагоприятную международную обстановку. Внешнюю угрозу могут представлять также состояние устойчивости нормативно-правовой базы государства, кредитно-финансовой политики, инфляционные процессы и их ожидание. Общее состояние криминогенной обстановки также является внешним фактором безопасности.
К внутренним угрозам можно отнести ошибки в управлении банком, низкий уровень квалификации или ошибки банковских служащих, технические ошибки при проведении банковских операций. Недостаточность ликвидных активов, невозврат кредитов или недополучение прибыли также относя к внутренним угрозам. Отдельную категорию внутренних угроз составляют возможность утечки коммерческой информации и неэффективная маркетинговая политика банка.
Все приведенные выше примеры угроз оказывают дестабилизирующее воздействие на деятельность банка и банковской сферы вообще. Поэтому для избежания различного рода потерь необходимо управление безопасностью банка.
Понятие управления банковской безопасностью
Управление безопасностью банка – это формирование системы по координации и согласования деятельности всех служб и подразделений с целью снижения возможности рисков, избежания угроз и опасностей в работе банка.
Управление безопасностью представляет собой непрерывный процесс по обеспечению определенного уровня защиты. Он включает долгосрочную программу управленческих подходов для защиты банка от потенциальных угроз, нанесения какого-либо ущерба или разглашения банковской тайны. С этой целью применяются следующие концепции:
- упреждающее противодействие;
- пассивная защита;
- адекватный ответ.
В первом случае предполагается проведение профилактических мер для предотвращения возможных угроз. При этом возможны отступления от норм этики, допускается шпионаж и не совсем легитимные методы контроля за персоналом банка. Недостатком подобного подхода является возможность противоречия с нормами закона и вероятность адекватного ответа пострадавшей стороны.
Второй вариант предполагает ориентацию на правоохранительные органы и использование минимума методов профилактики. Недостатком данного подхода является попадание под полную зависимость безопасности банка от правоохранительной системы. А ее действия бывают не всегда эффективными.
Третий вариант предполагает использование профилактических мер для предотвращения потенциальных угроз. А не легитимные методы предполагается использовать только для адекватного ответа.