Что такое предоплаченные карты?
Предоплаченная банковская карта - это платежный инструмент, который дает возможность совершать расходные операции только лишь в пределах некого наперед оплаченного лимита.
Данный вид пластиковой карты в обязательном порядке регистрируется в процессинге и в соответствующей платежной системе, дает возможность осуществлять покупки аналогично покупкам с использованием дебетовых и кредитных банковских карт. Держатели предоплаченных карт осуществляют операции с использованием таких карт, а банковская структура, выпустившая данную карту, расплачивается по этим операциям за счет денежных ресурсов, которыми ранее был пополнен консолидированный банковский счет финансового учреждения.
На сегодняшний день одним из наиболее популярных эмитентов предоплаченных карт в РФ является ООО Расчетная небанковская кредитная организация «Платежный Центр».
Стоит отметить, что держатели предоплаченных карт имеют право совершать покупки в любых компаниях, магазинах и на интернет-площадках на территории РФ, которые работают с крупнейшими платежными системами Visa или Mastercard.
Для получения предоплаченной банковской карты нет необходимости в открытии банковского счета для частных лиц, такого рода карта, как правило, заводится «на предъявителя», в связи с чем не содержит персональных сведений. Таким образом, совершаемые по карте операции являются анонимными.
Как правило, предоплаченные карты передаются частным лицам компаниями (юридическими лицами), т.е. возможность их приобрести отсутствует. Стоит отметить, что компании не вправе продавать такие карты частным лицам или распространять их прочими методами, предполагающими оплату.
В большей части фирмы используют предоплаченные карты для увеличения уровня мотивации работников, в качестве презентов партнерам и т. д.
Тенденции и перспективы развития предоплаченных карт
В соответствии с актуальными исследованиями PSE прогнозируется, что к 2023 г. в европейских странах, а также в РФ общий оборот в торгово-сервисных компаниях в пределах проектов предоплаченных карт сетевых фирм, а также международных платежных систем составит порядка 160 млрд евро, оборот по транснациональным предоплаченным картам будет составлять 100 млрд евро.
Так же по ожиданиям экспертов величина затрат будет сгенерирована за счет более 7 млрд операций в пределах эмиссии величиной порядка 1 млрд предоплаченных карт. Приведенные объемы соответствуют проценту проникновения таких карт на финансовые рынки, равному около 5% от совокупного объема все платежей безналичных платежей по картам.
Таким образом, доход от осуществления операций по предоплаченным картам является достаточно заметным, хотя и вполне скромным источником доходов для субъектов, выпускающих предоплаченные карты эмитентов. Планируемые средний объем затрат на одну предоплаченную карту в среднем составляет порядка 190 евро (800 евро при исключении подарочных карт) ежегодно, при этом величина транзакции составит порядка 27 евро.
Несмотря на существующие особенности рынка предоплаченных карт и сложностей, которые связаны с формирование тенденций его развития, прогнозы агентства PSE на сегодняшний день можно считать достаточно состоятельными.
Например, по сведениям агентства PSE от 2008 года, к 2010 г. совокупный объем платежей с использованием предоплаченных карт должен был составить порядка 25 млрд. евро – в действительности же были достигнуты показатели на уровне 22,5 млрд. евро.
Подобное отставание от прогноза можно назвать отражением мирового экономического спада. Говоря о развитии западноевропейских рынков предоплаченных карт, стоит отметить существенное изменение показателей, которые являются важнейшими для применения предоплаченных карт секторов, по сравнению с отчетностью агентство PSE от 2008г.
Также аналитические службы компании PSE особо выделяют увеличивающую значимость сегмента общественного транспорта, что связано с тем, что электронные билеты постепенно вытесняют бумажные, а также сегмента электронной коммерции, что связано с ростом спроса на финансовые продукты, которые предназначены для оплаты интернет-покупок, на фоне некоторых проблем при применении с прочих видов пластиковых карт, а также сегмента продуктов для молодежной аудитории, в котором предоплаченные карты, как правило, рассматриваются в качестве достаточно экономного метода привлечения новых клиентов.
Среди другие не менее важных сегментов можно выделить использование предоплаченных карт в е-коммеркиии и корпоративных программах корпоративных карточных продуктов (в т. ч. использования предоплаченных карт для оплаты командировочных и представительских затрат, и обеспечения работников организаций питанием).
В соответствии с прогнозами аналитиков на данные направления будут приходиться порядка 93 млрд евро оборота, или более 65% совокупного оборота по предоплаченным картам.
Так же в ближайшем будущем эксперты ожидают, что показатели большей части секторов рынка предоплаченных карт Европы будут достаточно скромными, например, если их сравнивать с рынком предоплаченных карт США.
Доля, затрат связаны с обслуживание предоплаченных зарплатных карт, скорее всего, также будет незначительной, что связано с тем, что большое количество эмитентов на таких рынках, как РФ и Турция, до сих пор предпочитают использовать дебетовые карты и прочие банковские продукты, которые непосредственно привязаны в банковскому счету, так как они считаются более доходными, а так же способными обеспечивать некоторый уровень постоянства клиентской базы, и являются наиболее подходящими для предложения и продажи клиенту, использующему прочие банковские продукты.
Европейские рынки страхования и медицинского обслуживания имеют фундаментальные структурные отличия и в целом являются менее вероятными направлениями для развития сектора предоплаченных карт в краткой перспективе. Эмитентам нужно осторожно подходить к оценке существующих возможностей на существующих рынка и использовать бизнес-модели, которые наиболее оптимально подходят для каждого из сегментов.