Основные принципы взаимоотношений банковской структуры и клиента
Принципы взаимоотношения банка и клиента – это база их взаимоотношений, правила, которым обеим сторонам таких взаимоотношений следует придерживаться.
Таким образом, подобные принципы затрагивают обе стороны – банковские структуры и их клиентов.
На сегодняшний день можно выделить следующие принципы:
- принцип взаимной заинтересованности. Данный принцип подразумевает под собой сохранение взаимоотношений финансового учреждения и клиента посредством достижения различного рода компромиссам, который основаны на реальных возможностях каждого из участников таких взаимоотношений.
- принцип платности. Данный принцип предполагает, что финансовое учреждения и экономические единицы представляют собой коммерческие субъекты, основным мотивом функционирования которых является не только производство и реализация товаров и услуг, но и получение чистого дохода продукта..
- принцип рациональной деятельности. Данный принцип предполагает, что финансовое учреждение стремится максимально эффективно организовать собственную деятельность, а клиенты обращаются в банковскую структуру, потому что желают рационально организовать свою деятельность путем использования финансовых ресурсов для расширения производства и увеличения скорости реализации собственной продукции.
- принцип обеспечения ликвидности. В рамках данного принципа ликвидность является способностью расплачиваться по собственным обязательствам, таким образом, ликвидность важна как для финансового учреждения, так клиента. В таких взаимоотношениях участники рассчитывают на сохранение заданного уровня ликвидности. Задача финансового учреждения заключается в сохранении ликвидность и обеспечения ликвидности клиентов, предоставляя ему финансовые учреждения.
- принцип взаимной обязательности. Данный принцип от обеих сторон взаимоотношения требует учета интересов противоположной стороны, в том числе посредством исполнения закрепленных договоренностей..
- принцип равной ответственности. Финансовые учреждения и клиенты несут одинаковый уровень ответственности.
- принцип договорных отношений. В рамках такого принципа банковские операции в обязательном порядке должны быть оформлены соответствующим договором или соглашением. В рамках принципа договорных отношений стоит говорить об общем принципе законопослушания. Таким образом, финансовое учреждение и клиенты осуществляют собственную деятельность в рамках действующего законодательства.
- принцип дифференцированности. Данный принцип непосредственно связан с индивидуальными особенностями клиентов. Характер кругооборота капитала, направление деятельности клиентов требуют индивидуального подхода к обслуживанию различных клиентов, особую организацию аппарата управления финансового учреждения.
Помимо перечисленных выше принципов можно выделить этические принципы деятельности финансовых учреждения.
В соответствии с принципом этического ведения банковского дела, который был принят на съезде отечественных финансовых учреждений, деятельность банков должна осуществлять на основе:
- абсолютного понимания гражданского и профессионального долга перед обществом, государством, клиентами;
- признания равенства всех участников гражданских правоотношений оборота, который вовлечен в область банковского дела, уважения их прав и интересов;
- максимально возможной прозрачности осуществляемой деятельности при абсолютной надежности в сохранении официальности данных, которые составляют банковскую тайну;
- непрерывного совершенствования корпоративного управления и контроля за добросовестностью участников банковского сектора;
- беспрекословного соблюдения взятых на себя обязательств и предоставления высокого качества услуг;
- честной конкуренции, противодействия недобросовестным участникам сферы банковской деятельности и обнародования фактов нарушений положений соответствующего кодекса;
- участия в противодействии легализации доходов, которые были получены преступным путем, и прочим незаконным деяниям;
- отказа от взаимодействия частными лицами и экономических субъектов с сомнительной деловой репутацией.
Важным принципом деятельности финансовых учреждений является соблюдение действующих законодательных и правовых актов, которые регламентируют деятельность банковских структуры. Сочетание деловых и нравственных принципов деятельности банковских структур способствуют более эффективно реализовать свой роль в национальной экономике.
Сущность понятия «банковская тайна»
Банковская тайна – это базовый юридический принцип в действующем отечественном законодательства, согласно которому банковские структуры в обязательном порядке должны осуществлять защиту информации о депозитах, счетах, выполняемых операциях, финансовом состоянии клиентов и т. п.
Банковская тайна гарантируется на законодательном уровне. Режим банковской тайны не носит абсолютный характер, который определен отечественным законодательством, доступ к сведениям может быть предоставлен государственным органам по запросу. В соответствии с Конституцией РФ, отступления от банковской тайны возможны исключительно в случаях, если это необходимо для защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов прочих лиц.
Таким образом, режим банковской тайны предполагает ограничение доступа к сведениям о счетах, финансовом положении и операциях клиента. Кроме владельца, подобной информации располагает только банковская структуры и некоторый круг сотрудников правоохранительных и надзорных государственных органов, например, бюро кредитных историй, суды и т.д.
Раскрытие таких сведений может быть осуществлено в порядке и объеме, который определяется законодательством.