Бюджет и его уровни
Бюджет – это один из инструментов формирования и расходования денежных средств с целью достижения задач и выполнения функций государства либо местного самоуправления как институтов власти.
Согласно действующей редакции Гражданского и Бюджетного Кодекса РФ бюджетная система государства включает в себя три уровня:
- Федеральный бюджет;
- Бюджеты субъектов Федерации;
- Местные бюджеты.
Согласно действующей редакции Бюджетного кодекса РФ на сегодняшний день действует казначейское исполнение бюджетов.
В настоящее время бюджет представляет собой эффективный инструмент, который позволяет государственному аппарату управления формировать свои доходы посредством сбора всех налоговых и иных поступлений от использования ресурсов государства, а затем перераспределить их и финансировать общественные сферы (здравоохранение, социальное обеспечение, развитие экономики).
Таким образом, с помощью уплаты государственных пошлин, штрафов, налогов на имущество, транспорт каждый гражданин «приобретает» у государства возможность пользования услугами здравоохранения, образования и т. д.
Бюджет любого уровня включает в себя два блока, а именно:
- Доходы бюджета, в состав которых входят внешние поступления, в большей части заемные денежные средства, представленные в форме кредитов, различных займов, денежные средства, принятые на безвозмездной основе и внутренние поступления, которые представляют собой денежные средства, заработанные владельцем-бюджета.
- Расходы бюджета, которые представляют собой денежные и иные материальные средства, которые направляются на финансирование определенных направлений функционирования субъекта-владельца бюджета. При этом расходы любого бюджета, как правило, делят на два направления: операционные расходы, связанные с финансированием текущей деятельности, и капитальные расходы, которые могут быть вложены в объекты долговременного пользования.
Порядок отражения в учете операций по зачислению средств на счета бюджетов всех уровней
Как было отмечено ранее, согласно ст. 215 БК РФ определено казначейское исполнение бюджета, т.е. исполнение органами федерального казначейства (ФК). Бюджеты любых уровней, как правило, исполняются на основе единства кассы, т.е. предполагается существование единого расчетного счета.
В связи с этим органы финансового контроля входят в группу клиентов банковской структуры. Реализация операций осуществляется по таким направлениям как:
- предоставление бюджетных средств на возвратной основе (таким образом, выдача бюджетных займов и кредитов);
- обслуживание расчетных счетов всех уровней бюджетов, в случае отсутствия территориальных учреждений БР;
- открытие расчетных счетов, которые обслуживают расчеты по сделкам с различными государственными и муниципальными ЦБ.
Как правило, расчетные счета для учета расходов и доходов Федерального бюджета органами ФК, как правило, сосредоточены в большей части в филиалах БР (порядка 55%), в филиалах Сберегательного банка РФ (38%), в прочих банковских структурах (7%).
Расчетные банковские счета, используемые для операций с привлечением Федерального бюджета, могут быть открыты только органами ФК, Управлением Федерального казначейства (УФК), Министерством Финансов РФ. Такие банковские счета, как правило, обслуживаются на базе договора/соглашения, сформированного с учетом особенностей таких счетов, отраженных в БК РФ.
В банковских структурах для учета денежных средств бюджетов любых уровней уполномоченным органом могут быть открыты следующие счета:
- 401-Средства Федерального бюджета
- 402-Средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов
- 403-Прочие средства бюджетов
- 404-Средства государственных внебюджетных органов.
По кредиту перечисленных выше счетов отражаются суммы доходов, которые поступили в бюджет (налоговые платежи, государственные пошлины и т.д.).
По дебету таких счетов отражаются суммы денежных средств, которые были перечислены органами ФК на счета соответствующих бюджетов и величины денежных средств, которые были возвращены налогоплательщиками.
Также существуют пассивные счета органов ФК, которые используются для учета расходов бюджета, к таким счетам относятся: счет 40105, счёт 40116.
По кредиту перечисленных выше счетов отражаются денежные средства, которые были получены органами ФК для последующего зачисления на расчетные счета получателей денежных средств.
По дебету перечисленных выше счетов отражаются денежные средства выдаваемые и перечисляемые с соответствующих расчетных счетов.
После завершения финансового года счета по учету федеральных не закрываются.
Стоит отметить, что в аналитическом учете учет ведется в разрезе отдельных лицевых счетов органов федерального казначейства.
Также существуют пассивные счета, которые открываются банковскими структурами для учета средств выделенных бюджетных средств для оплаты расходов, минуя органы федерального казначейства, а именно: 40106, 40107, 40203, 40206.
По кредиту перечисленных выше счетов отражаются денежные средства, которые поступили для расходования, а по дебету - перечисляемые на текущие счета бюджетополучателей.
Среди активных и пассивных используемых для учета операции Минфина РФ по финансированию и кредитованию за счет федеральных денежных средств можно выделить следующие: 40108, 40109, 40307, 40308, 40310, 40311.
По дебету перечисленных выше счетов отражается возврат органами ФК средств Федерального бюджета, которые были выделены для финансирования и кредитования.
На активных счетах по дебету, как правило, отражаются операции, связанные с финансированием и кредитованием.
Стоит отметить, что для отражения счетов 401-404 в обязательно порядке должен быть заключен договор/соглашение об обслуживании расчетного счета.