Особая экономическая зона - это определённая Правительством России часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, включая применение в ее отношении таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Начиная с 2005 года в рамках реализации единой государственной экономической политики на территории Российской Федерации выделяются области, в которых действуют особые экономические условия – особые экономические зоны.
Целью создания особых экономических зон является развитие определённых сфер общественной жизни. Как правило, в данном случае речь идёт про обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли экономики, туризм и санаторно-курортную сферу, транспортную и портовую инфраструктуру, производство новых видов продукции, разработку технологий и коммерциализацию их результатов.
Особые экономические зоны могут быть созданы на территории Российской Федерации в различных типах:
Также стоит отметить, что управлением особой экономической зоной занимается находящиеся в федеральной собственности или заключившее соответствующее соглашение хозяйственное общество, которое называется управляющей компанией. А по решению Правительства России несколько особых экономических зон могут быть объединены в кластер.
Для того, чтобы коммерческая организация начала осуществлять в особой экономической зоне соответствующую ей деятельность, необходимо зарегистрироваться на данной территории и заключить соглашение с органами управления. Только в этом случае коммерческая организация может получить статус особой экономической зоны.
Особая экономическая зона предполагает особые экономические условия ведения резидентами предпринимательской деятельности. Эти условия создаются органами государственной власти и управляющей компанией.
Органы государственной власти и местного самоуправления предпринимают ряд мер поддержки резидентов. Она, в первую очередь, заключается в предоставлении гарантий и поручительств по обязательствам коммерческих организаций. Это обеспечение предоставляется в случае заключения резидентом договора о получении в коммерческом банке кредита.
При этом государственные органы и подведомственные им учреждения не каждому резиденту оказывают государственную поддержку. Им необходимо прислать заявку, которая рассматривается течение, как правило, 30 дней. Она будет одобрена в случае, во-первых, соблюдения общих требований к условиям кредита, который нуждается в обеспечении, а во-вторых, наличия на эту поддержку средств, в том числе, в условиях наличия заявок от, возможно, более привлекательных проектов.
Кроме того, резиденты имеют право на получение льготных займов от специально созданных федеральных и региональных фондов экономического развития. Они обычно предлагают займы на срок до 5 лет, но по процентной ставке, которая на несколько процентов меньше, чем в коммерческих банках. Она может быть ещё уменьшена при выполнении некоторых условий, например, при приобретении отечественного оборудования.
Управляющие компании стремятся улучшить инвестиционный климат подконтрольной особой экономической зоны. Это, помимо прочего, может быть достигнуто за счёт заключения с коммерческими банками различного уровня (федерального, регионального, местного) соглашений о сотрудничестве.
Непосредственным следствием заключения этих соглашений станет расширение возможностей кредитования резидентов особой экономической зоны. Они и пока только потенциальные инвесторы получат новые драйверы для своего роста и развития. Так, в их результате будут:
Таким образом, коммерческие организации, которые занимаются в особых экономических зонах предпринимательской деятельностью, имеют право на предоставление кредитных продуктов и услуг на льготных условиях. Эти особенности кредитования позволяют без потерь для коммерческих банков профинансировать производство и создать точки будущего роста экономики страны.