Общее представление о конкурентоспособности коммерческого банка
Конкурентоспособность коммерческого банка - это возможность кредитной организации в условиях конкурентного рынка эффективно осуществлять хозяйственную деятельность, то есть прибыльно реализовывать клиентам банковские продукты и услуги.
В настоящее время неотъемлемой частью эффективной деятельности коммерческого банка является его конкурентоспособность. Этот показатель имеет большое значение в банковском секторе, где он ассоциируется с понятием стабильности и является условием повышения собственного благосостояния.
Показатель конкурентоспособности коммерческого банка отражает, с одной стороны, состояние внутренних факторов воздействия (прежде всего, результаты работы структурных подразделений и сотрудников банка), а с другой стороны, реакцию на изменения внешних факторов воздействия (в первую очередь, изменение поведения и вкусов клиентов).
Конкурентоспособность банка синонимична его устойчивости, обобщённым показателем которого выступает создание и реализация конкурентных услуг. Кроме того, в него включается то, насколько эффективно коммерческий банк реализует свой финансовый, научно-технический и кадровый потенциал.
Уровень конкурентоспособности определяется воздействием на коммерческий банк факторов внутренней и внешней среды. Внешняя среда, действия которых не зависит от деятельности банка, прежде всего, представлена макроокружением. Оно составлено из таких факторов, как экономические, политические, государственно-правовые, социальные, технологические, ресурсные и экологические.
Непосредственно в банке формируются внутренние факторы, интенсивность и характер проявления которых зависит от управления ими. К ним можно отнести квалификацию сотрудников, качество обслуживания, совершенство организационной структуры, репутацию, применение технологий, стоимость услуг и др. Именно эти факторы характеризуют возможность и эффективность адаптации банка к условиям внешней среды и являются объектом управленческого влияния в системе обеспечения конкурентоспособности банка.
Методика оценки конкурентоспособности банка от Спицыных
К проблеме конкурентоспособности коммерческого банка и его оценке обращались многие исследователи. Они проводили комплексные теоретические и методологические работы, результаты которых активно применяются банками в своей практической деятельности. В частности, одними из таких исследователей были Спицын И.О. и Спицын Я.О., которые составили методику оценки конкурентоспособности коммерческого банка.
Эта методика предполагает сопоставление текущего положения оцениваемого банка с положением основных конкурентов на рынке. При осуществлении данного сопоставления рекомендуется базироваться на значениях следующих критериев:
- абсолютная доля рынка – отношение валюты баланса коммерческого банка к ёмкости рынка банковских услуг (то есть совокупной стоимости банковских активов);
- относительная доля рынка – отношение валюты баланса коммерческого банка к совокупной доли основных конкурентов, которая равна или меньше ёмкости рынка банковских услуг;
- тенденция доли рынка – удельный вес продаж банковских продуктов каждым рассматриваемым конкурентом в общем объёме продаж, которые осуществляются всеми кредитными организациями;
- относительная доходность – сопоставление доходности (отношения прибыли к собственному капиталу банка) с аналогичным средним показателем основных конкурентов;
- относительное качество услуг – балльная оценка ассортимента, потребительских свойств услуг, условий и скорости их предоставления, способов продвижения, качества послепродажного обслуживания, уровня консультационного обслуживания и уровня риска при пользовании услугами;
- относительная стоимость услуг – экспертная оценка стоимости основных банковских услуг: кредитования, расчётно-кассового обслуживания, депозитных операций, обслуживания пластиковых карт, операций с ценными бумагами, услуг инкассации и по хранению ценностей;
- появление новых услуг – сопоставление количества новых услуг по каждому коммерческому банку с аналогичным средним показателем основных конкурентов;
- концентрация клиентов – частных клиентов: отношение суммы депозитов 20-ти крупнейших вкладчиков к суммарным обязательствам банка; корпоративных клиентов: отношение суммы кредитов, выданных 20-ти крупнейшим заёмщикам, к общей ссудной задолженности банка;
- относительная капиталоёмкость – сопоставление капиталоёмкости (отношения собственного капитала к работающим активам) с аналогичным средним показателем основных конкурентов.
Представленные выше критерии позволяют провести целостный анализ текущего состояния основных конкурентов на рынке. Затем результатам данного исследования необходимо дать сравнительную комплексную оценку. Это можно осуществить посредством применения метода суммы мест, который позволяет определить и наиболее наглядным образом представить уровень конкурентоспособности коммерческих банков – основных рыночных конкурентов.
Данная методика оценки конкурентоспособности банка позволяет получить относительные значения её уровня. То есть с течением времени значения критериев, которые лежат в основе этой оценки, могут изменить (как в положительную, так и в отрицательную стороны). Поэтому рекомендуется на регулярной основе проводить подобную оценку банков – через равные промежутки времени.