Значение и необходимость оценки кредитоспособности клиентов банка
Кредитоспособность клиента банка – это характеристика его возможности в будущем своевременно и в полном объёме оплатить взятый заём
В Российской Федерации вопросы, связанные с оценкой кредитоспособности клиентов, регулируются положениями Центрального банка Российской Федерации (Банка России). В частности, речь идёт о положении Центрального банка РФ № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности», принятым 26 марта 2004 г.
Данное положение провозглашает принцип периодичности (регулярности) оценки кредитоспособности клиентов, которая должна проводится не только на момент рассмотрения кредитной заявки, но и после выдачи кредита заёмщику. Кредитоспособность физических и юридических лиц необходимо анализировать каждый квартал (в некоторых случаях этот период может быть увеличен до одного года), а в отношении кредитных организаций – каждый месяц.
Данная процедура необходима для расчёта размера резервов, которые должны быть переведены на счета Центрального банка для обеспечения выданных ссуд. Соблюдение требований мегарегулятора по обоснованному формированию данных резервов является одним из обязательных условий сохранения у коммерческого банка лицензии на выполнение банковских операций.
Таким образом, оценка кредитоспособности клиента проводится коммерческим банком для установления финансовой состоятельности заёмщика и расчёта суммы обязательных резервов, которые формируются кредитными организациями под выданные ими ссуды. Это, в свою очередь, непосредственно влияет на отдельные аспекты функционирования банков, что сказывается на показателях их потенциальной прибыли или убытков.
Основные методы оценки кредитоспособности клиентов банка
Кредитоспособность клиентов коммерческие банки могут оценить несколькими способами. Основными из них являются следующие методы:
- финансовый метод оценки кредитоспособности клиента коммерческого банка – предполагает работу банка с документальной информацией (у физических лиц – справка о доходах; у малого предпринимательства – книга расходов и доходов, декларации по ЕНВД, УСН; у организаций – бухгалтерская и налоговая отчётность, структура дебиторской и кредиторской задолженностей, остатки и движения по денежным счетам);
- организационный метод оценки кредитоспособности клиента коммерческого банка – заключается в анализе кредитной истории, репутации заёмщика и его руководящего состава, а также в установлении наличия у заёмщика судебных разбирательств, арендованных или собственных основных средств, наёмных работник и выплат в их пользу, зависимости от аффилированных лиц и участия в группах компаний, холдингах;
- сравнительный метод оценки кредитоспособности клиента коммерческого банка – по каждому заёмщику рассчитываются показатели финансовой устойчивости, платёжеспособности, рентабельности деятельности и деловой активности, которые затем сравниваются с нормативными показателями физических лиц и организаций, работающих в аналогичных условиях.
Общими способами оценки кредитоспособности, которые лежат в основе этих методов, можно назвать оценку деятельности менеджмента и финансовой устойчивости организации-заёмщика, анализ её денежного потока, сбор информации о ней, в том числе посредством наблюдения за работой клиента путем выхода на место.
Основными финансовыми показателями, которые дают основания для оценивания состояния кредитоспособности клиента, являются:
- коэффициенты текущей и быстрой (оперативной) ликвидности (рассчитываются как отношение текущих или ликвидных активов к текущим пассивам);
- коэффициенты эффективности – оборачиваемости запасов, дебиторской задолженности, основного капитала, активов;
- коэффициенты финансового левериджа, которые характеризуют степень обеспеченности заёмщика собственным капиталом и его зависимости от привлечённых ресурсов;
- коэффициенты прибыльности - коэффициенты нормы прибыли (на акцию) и рентабельности;
- коэффициенты обслуживания долга - коэффициенты покрытия процента и фиксированных платежей.
Выше был представлен метод оценки кредитоспособности клиента, основанный на системе финансовых коэффициентов. Принципиально этот метод отличается от другого метода – метода анализа денежного потока. В его основе лежит использование фактических показателей, которые характеризуют оборот средств клиента коммерческого банка в отчетном периоде. Следовательно, у заёмщика необходимо сопоставить отток и приток за период, который обычно соответствует сроку испрашиваемой ссуды.
Кроме того, различают две основные формы оценки кредитоспособности заёмщиков. Первая из них представляет собой экспертную систему оценки и предполагает, что финансовое состояние и личные качества потенциального заёмщика будут проанализированы кредитными экспертами посредством расчёта необходимых показателей и запроса кредитной истории.
Вторая форма называется скорингом (это балльная система оценки). Данный метод основывается на факторном анализе с использованием нескольких переменных, что по итогу позволит каждому потенциальному заёмщику рассчитать цифровой балл. Он станет тем фактором, благодаря которому коммерческий банк разделит своих клиентов на «хороших», «удовлетворительных» и «плохих».
Таким образом, за историю развития банковского дела было выработано несколько методов оценок кредитоспособности клиентов. Коммерческий банк в зависимости от условий конкретной кредитной сделки (прежде всего, категории клиента) может использовать один из них или сразу несколько. От выбора этого метода зависит успешность кредитной деятельности банка.