Сравнение старого и нового механизмов санации проблемных банков в России
Санация – это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение банкротства экономического субъекта.
Несколько лет назад в Российской Федерации был существенно изменён механизм финансового оздоровления и санации коммерческих банков.
Ранее санация банков происходила посредством предоставления им со стороны государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» льготных кредитов. Теперь же докапитализацией санируемого банка занимается Центральный банк РФ. Точнее говоря в его структуре образуется Фонд консолидации банковского сектора и соответствующая Управляющая компания. Именно эта компания, используя средства Фонда, занимается от имени Банка России предупреждением несостоятельности (банкротства) коммерческих банков и их финансовым оздоровлением.
Согласно новому механизму, проблемный банк напрямую финансируется Центральным банком РФ, который выделяет денежные средства напрямую в его капитал. До этого нововведения в финансовом оздоровлении кредитных организаций участие принимали инвесторы. Именно им регулятор предоставлял многолетний кредит по льготной ставке 0,51% годовых. Эти средства могли быть использованы для инвестирования в рыночные инструменты под ставки, близкие к 10% годовых. За счёт этой разницы в процентных ставках инвесторы извлекали прибыль, которая использовалась для покрытия расходов по финансовому оздоровлению санируемого банка.
Теперь же предполагается самостоятельное инвестирование Банком России в капитал санируемых банков. Его размер определятся объективной необходимостью в докапитализации. После завершения финансового оздоровления Банк России будет проводить открытые аукционы по продаже новым владельцам восстановленного банка. Тем самым, будут компенсированы осуществлённые регулятором расходы и снята с него ответственность по организации деятельности коммерческого банка.
Основными преимуществами нового механизма финансового оздоровления и санации проблемных банков обобщённо можно назвать:
- сокращение расходов Центрального банка на санацию проблемных банков;
- повышение прозрачности и эффективности контроля за расходами на санацию;
- исключение зависимости мероприятий по финансовому оздоровлению банка от финансового состояния его инвестора;
- создание на рынке равных конкурентных условий для санируемых и других банков;
- значительное сокращение срока санации (теперь он не может превышать 6 месяцев).
Предпосылки и проблемы формирования нового механизма финансового оздоровления проблемных банков
Изменение механизма финансового оздоровления проблемных банков стало необходимостью для финансовых органов государственной власти. Они должны были отреагировать на появление новых условий окружающей действительности. В частности, речь идёт про снижение ключевой ставки Центрального банка РФ и последовавшее за ним снижение на финансовых рынках общего уровня процентных ставок.
Кроме того, финансовое оздоровление банков, которое осуществлялось через Агентство по страхованию вкладов, сталкивалось с рядом проблем. Например, несмотря на свершившееся выделение денежных средств на санацию банков, отсутствовали планы и конкретные мероприятия, их сроки и целевые показатели. Причина этого крылась в длительности подготовки этих планов и их согласовании с Банком России и Агентством по страхованию вкладов. Последний, кстати, задолжал перед Центральным банком РФ по действующим проектам финансового оздоровления более одного триллиона рублей.
В то же время, по мнению экспертов, вместо старых проблем, которые разрешает новый механизм финансового оздоровления, могут возникнуть другие проблемы. Главными из них могут стать следующее:
- надзорные органы начнут принимать чрезмерное участие в деятельности банков;
- деятельность Управляющей компании Фонда консолидации банковского сектора и временных администраций в санируемых банках до сих пор недостаточно регламентирована;
- временная администрация испытывает недостаток стимулов к эффективному проведению санации;
- средства, которые Центральный банк РФ вкладывает в финансовое оздоровление проблемного банка, будут возвращаться спустя продолжительный временной период;
- наличие неурегулированных вопросов, связанных с процедурой продажи на аукционе акций санированного банка.
Эти проблемы могут привести к возникновению более локальных проблем, которые могут возникнуть на уровне отдельных банков. Основополагающей причиной подобных негативных явлений является чрезмерное участие в современном механизме финансового оздоровления банков надзорных органов. В данном случае Центральному банку РФ предлагается разграничить свои права и обязанности с правами и обязанностями руководства санируемых банков.
Таким образом, вслед за изменением экономической ситуации в стране и увеличением количества проблемных банков произошло совершенствование механизма финансового оздоровления проблемных банков, функционирующих на территории Российской Федерации. В целом новый механизм санации можно признать соответствующим реалиям текущего состояния российского банковского сектора, в котором существенно возросла роль Банка России. В итоге он эффективно справляется с решением своей основной задачи – спасением привлечённых средств физических и юридических лиц.