Контактный надзор (инспектирование) – это форма осуществления надзорной деятельности, которая предполагает непосредственное взаимодействие (в различных формах) надзорного органа с поднадзорным коммерческим банком.
Общее представление о надзоре и о контактном надзоре как его отдельной форме
Государственные органы (как правило, Центральный банк) в отношении кредитных организаций осуществляют надзор за их деятельностью, что предполагает наблюдение за соблюдением законности и совершение действий по её обеспечению.
Эта административно-государственная деятельность может осуществляться в двух формах:
- Первая форма называется дистанционным надзором, он предполагает анализ собранных сведений и полученных документов, осуществляемый надзорным органом без непосредственного взаимодействия с поднадзорным коммерческим банком.
- Вторая форма называется контактным надзором (инспектированием).
В процессе контактного надзора надзорный орган инициирует и реализует ряд мероприятий, в рамках которых должны быть осуществлены непосредственные контакты с кредитной организацией, подвергнутой процедуре надзора. То есть в рамках инспектирования надзорный орган, который представлен уполномоченными сотрудниками – инспекторами, должен взаимодействовать с руководством коммерческого банка, его рядовыми сотрудниками и собственниками, а также с клиентами, корреспондентами, местными органами власти. Для инспекторов должен быть обеспечен доступ к первичным документам коммерческого банка для их подробного изучения.
Осуществление контактного надзора (инспектирования) направлено на достижение цели, которая заключается в проверке достоверности полученной дистанционно информации и получении интересующей надзорный орган дополнительной информации о деятельности коммерческого банка.
Сам контактный надзор может быть реализован в различных формах, основными из которых являются:
- рабочая встреча с владельцами и высшим менеджментом коммерческого банка;
- встреча с другими лицами, которые могут сообщить надзорному органу информацию о деятельности коммерческого банка;
- запрос в коммерческий банк и получение от него конкретной документации;
- получение силами и средствами надзорного органа информации о деятельности коммерческого банка, в том числе от его клиентов и корреспондентов, а также от государственных и местных органов;
- осуществление куратором коммерческого банка части своих полномочий при непосредственном контакте с коммерческим банком;
- инспекционная проверка коммерческого банка;
- поручение надзорного органа внешним аудиторам насчёт проведения проверки в коммерческом банке;
- другие формы.
Сущность и отличительные свойства инспекционной деятельности
В составе банковского надзора приято отдельно выделять инспекционную деятельность надзорного органа. Она заключается в организации проведения проверок непосредственно (то есть с выходом на место) и в её всестороннем обеспечении (информационном, организационном, методическом и другом).
В Российской Федерации инспекционная деятельность осуществляется Центральным банком РФ и регламентируется его Инструкцией от 1 декабря 2003 года № 108-И. За организацию инспекционной деятельности отвечают Главная инспекция и инспекционные подразделения территориальных учреждений Банка России.
Непосредственно инспектирование, то есть инспекционная проверка, представляет собой надзорное мероприятие, которое проводится представителями надзорного органа непосредственно в коммерческом банке для того, чтобы получить достоверную информацию о:
- степени соответствия деятельности коммерческого банка законодательно установленным обязательным требованиям;
- реальном финансовом состоянии коммерческого банка (объём собственного и привлечённого капитала, динамика и структура активов и пассивов, кредитного портфеля, уровень доходности и т.д.);
- характере и масштабе принятых коммерческим банком рисков;
- качестве управленческих решений, принятых руководством коммерческого банка и т. д.
Инспектирование является самостоятельней формой контроля деятельности коммерческого банка, которая не может быть заменой или дубликатом иных форм контроля (ревизионные комиссии, внутренний и внешний аудит, налоговые органы, службы внутреннего контроля и др.). Центральный банк рассматривает в качестве конечной цели инспектирования обеспечение стабильного функционирования коммерческих банков, а также защиту экономических интересов государства, физических и юридических лиц, так или иначе связанных с поднадзорным коммерческим банком.
Инспекционная проверка реализуется в рамках последовательной смены следующих взаимосвязанных этапов:
- планирование – разработка основных направлений деятельности надзорного органа и их оформление в Сводный годовой план комплексных и тематических проверок кредитных организаций (их филиалов);
- предпроверочная подготовка – использование имеющейся в Центральной банке информации о коммерческом банке для определения перечня вопросов, требующих уточнения, периода проверки и объёма выборки документов (информации) для проведения проверки;
- процесс проверки – осуществляется в соответствии с распоряжением, поручением и заданием на проведение проверки;
- подготовка заключений и предложений по материалам проверки – оформление результатов проверки коммерческого банка (в том числе выявленные нарушения и недостатки) в акт проверки.
Таким образом, контактный надзор является одной из форм контроля, которая активно применяется в банковском деле.