Основные сведения о брокерской деятельности коммерческого банка
Брокерские услуги – это посредническая деятельность между продавцами и покупателями ценных бумаг, которая осуществляется коммерческим банком по договору поручения / комиссии в интересах своего клиента.
Российская экономика сравнительно недавно открыла для себя такую отрасль, как рынок ценных бумаг. Отечественный фондовый рынок по началу демонстрировал бурный рост. Его не могли оставить без внимания и коммерческие банки, которые преследуют цель диверсификации своих доходов.
На первых порах развития фондового рынка его участники самостоятельно заключали сделки купле-продажи ценных бумаг (в том числе и коммерческие банки, которые постепенно пришли к необходимости создания специальных структурных подразделений). Клиенты банков (граждане и организации) также были заинтересованы в инвестировании в ценные бумаги. В связи с этим коммерческие банки стали оказывать своим клиентам на фондовом рынке брокерские услуги.
Лицо, которое оказывает на фондовом рынке брокерские услуги, называется брокером. Он является одним из главных участников рынка ценных бумаг, который обеспечивает связь инвесторов с рынком и с его профессиональными участниками. Брокер за определённое и документально зафиксированное вознаграждение занимается обслуживанием своих клиентов.
Коммерческие банки, помимо осуществления брокерской деятельности, могут самостоятельно участвовать на фондовом рынке, то есть по своему усмотрению приобретать в свою собственность ценные бумаги или расставаться с ними. Банки зачастую используют свои портфели ценных бумаг для брокерского обслуживания своих клиентов.
В Российской Федерации брокерская деятельность на рынке ценных бумаг является лицензируемым видом деятельности. Это означает необходимость коммерческих банков, которые изъявляют желание оказывать своим клиентам на фондовом рынке брокерские услуги, подавать в Центральный банк РФ заявку на получении лицензии на осуществление брокерской деятельности.
Отличительные свойства и разновидности брокерских услуг коммерческого банка
В настоящее время всё большее распространение получают схемы брокерского обслуживания клиентов, которые коммерческие банки подбирают в индивидуальном порядке. В данном случае, они, в первую очередь, учитывают уровень подготовки клиента к взаимодействию. Например, существуют программы, которые адресуются как хорошо разбирающимся в работе фондового рынка клиентам, так и клиентам, не имеющим существенного запаса знаний о ценных бумагах, но готовым оплатить услуги персонального менеджера банка. Кроме того, для клиентов, активно работающих на рынке ценных бумаг, предусмотрена возможность получения услуг Интернет-трейдинга.
Коммерческие банки оказывают своим клиентам брокерские услуги, характер и разновидности которых обуславливаются следующими моментами:
- возможностями и ограничениями коммерческого банка, которые являются следствием выданной ему лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг;
- содержанием заключённого с конкретным клиентом договора на брокерское обслуживание, в котором описаны брокерские услуги, предоставляемые коммерческим банком;
- размером коммерческого банка и его текущей позицией на рынке ценных бумаг (как правило, более крупный банк может предложить своим клиентам более широкий перечень брокерских услуг).
Разновидности услуг, оказываемых коммерческим банком в рамках брокерского обслуживания своих клиентов, в большинстве своём представлены следующими операциями:
- совершение по поручению клиента сделок купли-продажи ценных бумаг;
- совершение сделок с производными инструментами (например, опционами, фьючерсами);
- совершение сделок РЕПО (то есть с обязательным обратным выкупом ценной бумаги);
- совершение маржинальных сделок (то есть клиент для их осуществления заимствовал денежные средства у брокера);
- хранение и учёт денежных средств клиентов, которые предназначены для инвестирования в ценные бумаги или уже получены от их продажи;
- предоставление брокерских услуг в форме Интернет-трейдинга (то есть посредством электронных систем);
- консультирование клиентов по вопросам, которые связаны с приобретением ценных бумаг и иными формами инвестирования;
- оказание клиентам информационно-аналитических услуг;
- представление интересов клиента на общем собрании акционеров эмитента, в депозитариях и в реестродержателях;
- андеррайтинг (то есть гарантирование клиентам получения ими выплат) при размещении эмиссионных ценных бумаг;
- совершение иных юридических и фактических действий для обеспечения исполнения сделок.
Особенности договорных отношений банка-брокера и клиента
Основанием осуществления коммерческим банком брокерской деятельности является заключённый с клиентом договор об оказании брокерских услуг. Существуют две его разновидности: договор поручения и договор комиссии.
Договор поручения наделяет коммерческий банк правами поверенного. Это означает, что у него появляется право от имени клиента и за его счёт заключать сделки на рынке ценных бумаг. Банку в этом случае необходимо либо найти наиболее оптимальные для клиента ценные бумаги, либо продать их по цене, не ниже указанной клиентом.
Договор комиссии подразумевает осуществление коммерческим банком брокерской деятельности в качестве комиссионера. То есть банк заключает сделку от своего имени, но за счёт клиента (он должен заранее перечислить банку свои денежные средства). Поэтому права и обязанности по сделке возникают непосредственно у самого банка, из чего вытекают соответствующие риски и ответственность.