Основные направления банковского обслуживания организаций и их характеристика
К основным составляющим современного банковского бизнеса относятся продавцы – кредитные организации, и покупатели – банковские клиенты. Исходя из этого, банковская конкуренция усиливается и видоизменяется, а, следовательно, влияет на банковское обслуживание, улучшая его качество и структуру.
Рассмотрим особенности банковского обслуживания организаций в разных сферах экономики.
- В производстве и услугах. Банки в данном секторе выступают в роли поставщика банковских услуг (в банковском обслуживании различных счетов, РКО), финансовых посредников (в ипотечном кредитовании) и покупателей ресурсов, которые необходимы для процесса производства.
- В сфере потребления и услуг. Кредитные учреждения в данной функции – финансовые посредники (при потребительском кредитовании).
- В секторе информационных продуктов представляет банковские организации как продавцов банковских услуг путём оказания финансовых консультаций.
- На рынке недвижимости банки также выступают в качестве финансовых посредников.
- На рынке финансовых услуг значение банков велико на валютном рынке, рынке кредитов и ценных бумаг. В данных областях он и покупатель, и продавец временных прав пользование денежных средств.
На основании анализа сфер применения банковского обслуживания организаций можно констатировать, что:
под банковским обслуживанием юридических лиц понимается комплекс операций и услуг по взаимосвязанным действиям банков и клиентов, производящихся от имени кредитной организации, которые предусматривают перемещение денежных средств, и направленны на решение конкретных экономических задач. К банковскому обслуживанию также относят виды деятельности, которые связанны с информационным обслуживанием, хранением ценностей и пр.
На основании раскрытия сущности и содержания банковского обслуживания организаций предлагаем критерии по их классификации: категория юридического лица и его значение для банков, платность, периодичность проведения операций, предоставления, привлечения (использования) банковских ресурсов и др.
Банковское обслуживание также может классифицироваться по экономическому содержанию проводимых операций, степени разработанности и внедрённости технологий обработки информации, доходности операций и их рентабельности, востребованности и т.д.
Классификация видов банковского обслуживания организаций и их краткая характеристика
Кредитные организации предоставляют своим клиентам юридическим лицам разнообразные виды и формы банковского обслуживания, которые классифицируются по разным признакам:
- Расчётно-кассовое обслуживание, которое можно разделить по приоритетности данных услуг у населения:
- Депозитные услуги, которые можно разделить в зависимости от предлагаемых условий:
- Кредитные услуги, которые можно разделить в зависимости от назначения и направления – различные виды, формы, способы кредитных операций.
- Посредническое обслуживание юридических лиц.
Как правило, на выбор банка для расчётно-кассового обслуживания, кроме качества предоставляемых услуг, оперативности расчетов и диапазона корреспондентских отношений, влияет также наличие предусмотренных договором видов дополнительного банковского обслуживания, таких, как, например, расчёты пластиковыми картами, система «Банк-клиент», SMS-банкинг, Интернет-банкинг и т.п.
Особой популярностью пользуется система «Банк-клиент», которая полностью автоматизирует весь документооборот между банком и клиентом. На сегодняшний день все крупные клиенты пользуются этой услугой. Имеет такие разновидности как «Интернет-банк-клиент» (осуществление платежей по интернету) и т.д.
SMS-банкинг - услуга по предоставлению информации о состоянии счета в виде SMS-сообщений на мобильный телефон. Клиент заключает договор с банком и определенное количество раз в день получает информацию о входящем остатке на текущий день, обороты по дебету и кредиту счета, о текущем остатке денежных средств на расчетном счете. Данной услугой активно пользуются руководители и главные бухгалтеры небольших предприятий и индивидуальные предприниматели, население.
Интернет-банкинг предоставляет клиенту возможность оперативного круглосуточного управления счетом из любой точки мира с помощью компьютера, подключенного к интернету. Валютные операции представляют собой действия по организации и управлению денежными отношениями, возникающими при операциях с иностранной валютой и ценными бумагами (внутренними и внешними).
Под новыми направлениями банковского обслуживания, которые предлагают корпоративным клиентам, понимают, как правило, результат деятельности, направленный на получение дополнительного дохода в процессе создания благоприятных условий формирования и размещения ресурсного потенциала при помощи инноваций и содействия корпоративным клиентам в получении прибыли.
При этом, под развитием и появлением нового комплекта банковских продуктов для юридических лиц следует рассматривать внедрение новых синтетических форм банковского обслуживания. В отличие от обособленного банковского продукта, предлагаемого клиенту, услуги могут носить незавершённый характер. Поэтому под банковскими инновациями может пониматься совокупность комбинированных продуктов и банковских услуг.
Таким образом, анализируя банковское обслуживание корпоративных клиентов, можно сделать вывод, что их развитие влияет не только на деятельность самих кредитных учреждений, но и на уровень межбанковской конкуренции, а также и на работу всех сфер реального сектора экономики в целом, и, как следствие, и обеспечивает стабильное функционирование организаций.