Понятие стандартов качества банковской деятельности
Почти десятилетие Ассоциацией российских банков (АРБ) разработаются и внедряются в практику рекомендованные банкам стандарты качества банковской деятельности (СКБД).
Передовой международный и российский опыт управления позволил обобщить банковскую практику в области стандартов и на их основе показать требования к организации процесса производства банковских продуктов и услуг, процесса управления деятельностью и анализу результатов работы банка.
Концепция СКБД обращает большое внимание на роль и значение стандартизации в возможности функционировать на основе современного процессного подхода к управлению деятельностью, повышению качества своих банковских продуктов за счет улучшения управления.
Стандартами качества банковской деятельности могут считаться любые документы, которые самостоятельно разрабатываются банками и используются для повышения качества деятельности.
Например, можно руководствоваться внутренними стандартами по отдельным продуктам, процессам; типовыми положениями, должностными инструкциями; типовыми формами раскрытия информации для заинтересованных лиц и клиентов; отдельными методическими рекомендациями и др.
При подготовке СКБД должен использоваться метод процессного подхода к управлению банком, который заключается в постоянной идентификации и управлении связанными между собой процессов организации.
Процессный подход в СКБД – это комплексная деятельность банка, которая предполагает, что при непрерывности и целесообразности функционирования необходимым условием является востребованность и соответствие продуктов и услуг запросам клиентов.
Классификация стандартов качества банковской деятельности
Классификация СКБД разделена на два направления:
- по отношению к заинтересованным сторонам ( стандарты взаимосвязей с клиентами банка; партнёрами; конкурентами; акционерами (участниками; сотрудниками; государственными и регулирующими органами и др.)
- по процессам управления (бизнес планы и стратегическое управлени; управление рисками; управнение инновационными процессами; внутренний контроль и аудит; менеджмент и маркетинг и т.д.)
Учитывая процессный подход к управлению банка, СКБД должны по любому банковскому процессу включать требования к основным составляющим этого процесса.
Ниже приведены основные направления и требования к процессу СКБД:
- Продуктовое направление: требования к банковским продуктам с учётом качественных и количественных характеристик, клиентам, стратегии развития банка. Разработка цепочки клиенты-продукты-конкуренты.
- Технологическое направление: требования к технологическим разработкам банковских продуктов, процессу их управления, к обеспечению нормальной деятельности, качеству формализованного оформления процесса и его составных частей.
- Организационное направление: требования к организационной структуре банка, наличие и распределение функций и видов банковской деятельности между подразделениями. Распределить обязанности и ответственность среди менеджмента и коллегиальных органов управления.
- Управленческое направление: требования к документам управленческого (регламентирующего) действия, различным видам политики, планов, инструкций, методик); требования к организации выполнения функций менеджмента (организация планирования и внесения изменений в планах; организация и осуществление контроля хода выполнения процессов). К ним следует отнести идентификацию контрольных пунктов, способы, периодичность, субъекты контроля, фиксированию конфликтов и измерение отклонений; требования по организации и проведению контроля качества банковских продуктов и услуг; организация и осуществление внутрибанковского контроля и аудита); структурное построение и осуществление контроля эффективности функционирования (управление затратами) процессов; порядок построения и управления рисками, связанными внешними и внутренними причинами в области надежности (безопасность, устойчивость, реакция на отклонения по результатам проверок) реализация функционирующих банковских процессов; организация и осуществление процедур, связанных с принятием управленческих решений (это связано с распределением прав и полномочий: лимиты на объёмы проведения операций, сценарии (альтернативы) принятия решений) и др.
- Информационное направление: требования по составу, качеству, источникам, способу обработки и хранению информации, требования к постановке и управлению информационным потоком по различным направлениям.
- Программно-техническое направление: требования по средствам обработки, доставке, хранению управленческой информации (программное обеспечение и технические средства).
- Кадровое направление: требования по персоналу − участнику процессов (распределение функций), обучение и мотивация этих работников.
- Имущественно-техническое направление: требования по количественному и качественному подбору используемых оборудования, техники, транспорта, зданий и сооружений и т. д.
- Клиентское направление: Требования по построению обеспечения прозрачности процессов как для клиентов банка, так и для прочих заинтересованных лиц.