Общая характеристика кризиса в банковской системе России в 2014-2015 гг.
В 2014-2015 гг. против Российской Федерации США и другими западными странами были введены экономические санкции. Серьёзное негативное влияние от них почувствовал на себе, помимо прочих отраслей экономики, и отечественный банковский сектор.
Прежде всего, в условиях сильного ослабления российского рубля и повышения у предприятий реального сектора экономики потребности в кредитах Центральный банк РФ принял решение о резком повышении ключевой ставки до 17%. Эта мера существенно сузила возможности коммерческих банков в плане проведения на рынке активных операций.
На ряд российских государственных банков международным сообществом были наложены секторальные санкции. Они заключались в ограничении их деятельности на зарубежных рынках. Теперь отечественным компаниям проблематично для пополнения своей ликвидности получить заграницей дополнительные финансовые ресурсы.
Кроме того, тот период характеризовался падением мировых цен на нефть. Следствием этого стало повышение волатильности финансовых рынков. Так, на валютном рынке к концу 2014 г. возник ажиотажный спрос на иностранную валюту, что ещё больше дестабилизировало ситуацию в банковской системе Российской Федерации.
Действие этих факторов в совокупности привело к увеличению кредитных, процентных, валютных и курсовых рисков для коммерческих банков. В 2014 г. общий объём кредитования в банковском секторе России сократился более чем на 10%. Участилась практика разработки и реализации программ реструктуризации задолженности клиентов кредитных организаций. В целом, ключевыми проблемами для банков считалось увеличение объёма просроченной задолженности (то есть ухудшение качество кредитных портфелей) и падение ликвидности.
Международные рейтинговые агентства на фоне ухудшения общей экономической ситуации в стране снизили суверенный кредитный рейтинг Российской Федерации. Вслед за этим снизились рейтинги отдельных коммерческих банков России, которые утратили значительную долю доверия к себе со стороны иностранных инвесторов и вкладчиков.
Мероприятия участников банковской системы России в посткризисный период
Описанные выше события привели финансовые органы государственной власти Российской Федерации к необходимости проведения более активной политики в отечественном банковском секторе. Их ключевой задачей стало повышение финансовой устойчивости и надёжности коммерческих банков.
Этим начал заниматься Банк России, который на основе большого числа финансовых данных стал чаще аннулировать лицензии у неоднократно нарушающих требования и нормативы банков, а также инициировать в отношении отдельных кредитных организаций программы рефинансирования и финансового оздоровления. Так, особого внимания заслуживают меры по докапитализации банков при помощи облигаций федерального займа через Агентство страхования вкладов.
Международные санкции также способствовали повышению реальной инфляции в нашей стране. Поэтому ведётся «борьба» с ней путём использования монетарных инструментов и инструментов «тонкой настройки». Также следует упомянуть о переходе в 2015 г. к плавающему валютному курсу российского рубля.
В целом государственное регулирование банковского сектора России в посткризисный период в рамках общей ориентации на создание инвестиционного спроса со стороны корпоративных клиентов-резидентов заключалось в осуществлении следующих мероприятий:
- сдерживание кредитного бума;
- минимизация валютного риска;
- повышение устойчивости системно значимых банков;
- ограничение левериджа (финансового рычага);
- сглаживание финансовых циклов;
- финансовое импортозамещение;
- управление потоками капиталов и др.
Кредитные организации в новых условиях ведения предпринимательской деятельности самостоятельно пересматривали свою политику. В частности, в связи с повышенным уровнем рисков и низкой кредитной активностью клиентов они повысили свои требования к надёжности заёмщиков.
Крупнейшие отечественные банки адаптировались к действию антироссийских санкций. Они формально распространяются только на головные организации, а на дочерние – нет. Поэтому в Европе действуют принадлежащие тем или иным образом российским финансовым конгломератам (Сбербанк, ВТБ и др.) онлайн-банки, которые оказывают услуги иностранным клиентам без открытия традиционных филиалов. Однако зарубежные государства препятствуют и их деятельности посредством «мягких санкций», то есть негласных, неофициальных запретов.
Данный кризис заставит представителей банковской системы РФ переориентироваться с западных на внутренний и восточные рынки. На Востоке, в первую очередь, в рамках интенсификации российско-китайских деловых отношений банки активизируют свою работу в КНР.
В результате введения санкций отечественной финансовой системой была обнаружена реальная угроза своего отключения от международных платёжных систем, что подрывает всю национальную безопасность отечественных финансов. В ответ на это была разработана и внедрена национальная платёжная система «Мир». Она функционирует на базе Центрального банка РФ и занимается выпуском платёжных карт, которые можно использовать взамен иностранных аналогов. Кроме того, процессинг карт VISA и MasterCard теперь проводится российскими банками в национальной системе платёжных карт.
Таким образом, введение экономических санкций спровоцировало возникновение в банковской системе России кризисной ситуации и изменение тактической и стратегической политики ее участников. Тем не менее, отечественный банковский сектор продолжает интенсивно развиваться и в новых условиях.