Виды систем помощи при движении по бездорожью. Активная подвеска
Система помощи при движении по бездорожью – это совокупность технических и программных средств, которая помогает водителю безопасно передвигаться по бездорожью.
Самыми распространенными видами систем помощи при движении по бездорожью являются:
- Система, поддерживающая постоянную скорость на труднопроходимой местности.
- Система поддержки спусков и подъемов.
- Активная антипробуксовочная система.
- Система изменения характеристик привода в зависимости от местности.
- Система переменной жесткости стабилизаторов.
- Активная подвеска.
- Дополнительные системы мониторинга.
Активная подвеска представляет собой автоматическую систему, которая регулирует демпфирующую силу амортизаторов в зависимости от условий движения. Водитель может выбрать один из трех режимов:
- Комфорт.
- Спорт.
- Нормальный.
Система постоянно следит за поведением автомобиля и при необходимости регулирует работу подвески. В случае увеличения скорости система увеличивает жесткость амортизаторов, а в случае торможения повышает демпфирующую силу передней оси с целью уменьшения пикирующего эффекта передней части автомобиля, при разгоне увеличивается жесткость задних амортизаторов - уменьшая наклон конструкции назад.
Система, поддерживающая постоянную скорость на труднопроходимой местности. Система поддержки спусков и подъемов.
Для вождения по бездорожью требуется динамическое управление дроссельной заслонкой и тормозами, поэтому в современных автомобилях используется система, которая поддерживает постоянную скорости на труднопроходимой местности. При использовании такой системы автомобиль самостоятельно разгоняется и тормозит, при этом сохраняется стабильный темп. Система позволяет сосредотачиваться на точности вождения во время маневрирования между препятствиями.
Распространенными системами поддержки спусков и подъемов являются системы DAC и HAC. Система DAC способна автоматически включать тормоза и поддерживать постоянную скорость пять километров в час во время движения вне зависимости от того, движется автомобиль назад или вперед. При ее активации водителю не нужно управлять тормозами и дроссельной заслонкой. Система HAC может удерживать тормоз в течении двух секунд, чтобы помочь водителю двигаться свободно. Данная система активируется в тот момент, когда водитель сильнее нажимает педаль тормоза, когда автомобиль неподвижен, а трансмиссия переводится в режим движения вперед. Благодаря системам DAC и HAC современные автомобили могут преодолевать уклоны до 42 градусов.
Система переменной жесткости стабилизаторов. Дополнительные системы мониторинга
Система переменной жесткости стабилизаторов – это гидравлическая система с электронным управлением, которая оптимизирует работу стабилизаторов.
При движении по дороге система переменной жесткости стабилизаторов стабилизирует автомобиль посредством снижения наклона кузова и поглощения неровностей, в условиях бездорожья она позволяет увеличить движение каждого колеса. При движении по асфальту система заставляет работать стабилизаторы поперечной устойчивости в обычном режиме и снижает ход подвески. Когда автомобиль выезжает из проторенного пути и разные силы начинают действовать на колеса, стержни прекращают придавать жесткость подвеске, что обеспечивает широкое вертикальное перемещение каждого колеса. В результате этого машина становится безопасной и комфортной при движении на обычной дороге, но при этом сохраняются внедорожные характеристики. Система работает автоматически, поэтому нет необходимости в ее активации водителем.
Дополнительные системы мониторинга помогают управлять мощными внедорожниками и максимально использовать их характеристики. Например, Toyota Land Cruiser оснащена системой отображения угла кузова, позволяющей водителю проверять текущий наклон кузова. Система Multi-Terrain Monitor обеспечивает (благодаря четырем камерам) 360-градусный обзор, отображает на экране то, что находится спереди, по бокам и сзади. Современные автомобили оснащаются дисплеем угла наклона шин, которые отслеживает угол поворота колес во время маневра. При движении в условиях бездорожья также полезны дополнительные датчики и камеры, особенно при движении по узкой дороге.