Виды и сферы применения автоматизированных транспортно-складских систем
Автоматизированная транспортно-складская система – это совокупность стеллажей и специальных подъемно-транспортных устройств, которая позволяет осуществлять сбор и размещение грузов без участия человека.
Область применения автоматизированных транспортно-складских систем обширна. Такое оборудование может монтироваться на крупных складах оптовых и логистических компаний, а также встраиваться в компактные помещения относительно небольшой площади. Больше всего такие системы подходят для обработки коробок и паллет. В данном случае затраты на оборудование минимальные, а экономический эффект максимальный. Иногда автоматизированные транспортно-складские системы используются в аптеках. В таком случае витрина представляет собой стеллаж-склад с обратной стороны. После пробития чека срабатывает механизм напротив выбранного лекарства и коробки с ним попадают в специальный лоток. В этом случае механизм работы автоматизированной транспортно-складской системы напоминает механизм продажи штучного товара в вендинговых автоматах. Существуют следующие виды автоматизированных транспортно-складских систем:
- Карусельная система.
- Лифтовая система.
- Система гравитационных стеллажей.
Карусельной системой предусмотрено подвижная конструкция ячеек для хранения товаров. Стеллажи разбиты на секции, у каждой из которых собственный электрический привод и управление. В каждом горизонтальном ряду или вертикальной стойке есть специальное место для выгрузки товара. При возникновении необходимости в заборе груза включается электропривод, ячейки начинают перемещаться внутри стеллажа по кругу при помощи цепного механизма. Когда к месту выгрузки подъезжает нужная коробка, она выталкивается и затем автоматически или при помощи погрузчика транспортируется. Основной недостаток карусельной систем - отсутствие возможности изменения размера ячейки, поэтому они в основном используются на складах с гарантированными размерами упаковок.
Лифтовая система строится по типу классических стеллажей. Специальный подъемно-транспортный челнок, перемещаясь вдоль полок по направляющим служит для перемещения упаковок. Главное преимущество лифтовой системы - блочный характер, который подразумевает возможность быстрого масштабирования в высоту и длину. Механизм захвата и размер ячеек могут быть изменены при помощи простой модернизации или программирования. Это обусловило широкое распространение лифтовых систем на универсальных складах. Основное недостаток системы - ограниченное количество окон доступа к товару.
Гравитационные стеллажи представляют собой конструкции, которые загружаются с одной стороны, а выгружаются с другой. В данном случае движение коробок или паллет производится роликами под воздействием собственной силы тяжести. Автоматизированные челноки в такой системы ответственны только за погрузку и забор товара с крайних точек ряда.
Компоненты автоматизированной транспортно-складской системы
Основными компонентами автоматизированной транспортно-складской системы являются штабелирующие устройства, транспортно-складская тара, стеллажные конструкции, технические средства автоматической системы управления складом, контрольные устройства массы и габаритов, а также перегрузочные и загрузочно-разгрузочные устройства. Все компоненты системы можно разделить на две группы:
- Складские модули, к которым относятся штабелирующие устройства, перегрузочные устройства и склады.
- Транспортно-накопительные модули, к которым относятся конвейеры, накопители и транспортные роботы.
Штабелер – это транспортное средство, которое оборудовано механизмом для подъема, штабелирования и перемещения транспортных единиц.
Штабелеры используются для транспортирования грузовых единиц; загрузки и выгрузки стеллажей. Приемные устройства осуществляют распределение грузовых единиц между технологическим оборудованием. В накопителях накапливаются грузовые единицы перед технологическим оборудованием, создаются технологические заделы, необходимые для бесперебойной работы оборудования. В качестве накопителей могут быть использованы приемные и транспортные устройства. Загрузочно-погрузочные и перегрузочные устройства позволяют изменять направление движения грузовых единиц, исключая их поворот, поворачивать грузовую единицу на угол 90-360 градусов. Транспортные роботы и конвейерные механизмы связывают между собой технологическое и погрузочно-загрузочное транспортное оборудование. Подвесные дороги и конвейеры могут быть роликовыми, цепными, ленточными, подвесными, напольными, с автоматическим адресованием.