Звезда Сириус

Сириус – представляет собою самую яркую звезду земного ночного неба. Сириус расположен в созвездии Большого Пса и может быть хорошо виден в нашем Северном полушарии долгие зимние месяцы.

Сириус. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Сириус. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Отметим, что Сириус может быть виден из любой точки земного шара, исключением являются лишь самые северные области нашей планеты. Звезда Сириус находится на расстоянии 8,6 световых лет от нашей Солнечной системы и считается одной из наиболее близких к Земле звезд.

Сириус считается звездой главной последовательности и принадлежит к спектральному класса А1.

Сириус в культуре народов прошлого

Уже в седой древности люди обращали внимание на звезды, которые были на ночном небе. Наблюдая за ними, люди не только складывали о них легенды и мифы, но и постепенно соотносили с теми или иными явлениями на Земле.

Так, в Древнем Египте наблюдение за этой яркой звездой было очень важным. Ведь именно с поведением Сириуса были связаны земледельческие работы в Древнем Египте. Лишь после появления Сириуса, в ходе так называемого гелиакического восхода было возможно предсказать точную дату разлива реки Нил, питавшего и питающую эту страну.

Гелиакический восход – так называется восход звезды или планеты после некоторого периода, когда небесный объект не был виден в лучах восходящего Солнца. Отметим, что наблюдения за восходом одной и той же звезды приходятся в основном на один и тот же день или плюс/минус один день. Такие изыскания использовались и используются для проверки точности календаря.

«Звезда Сириус » 👇

Так, Сириус перед своим очередным появлением не был виден в течение 70 дней, и после его явления, как уже говорилось, древнеегипетские жрецы указывали срок разлива Нила.

Отметим, что в Древнем Египте календарный год считался как период между двумя гелиакическими восходами Сириуса. Дата гелиакического восхода совпадала с датой летнего солнцестояния. Сам год в Древнем Египте равнялся 365, 25 дням.

Сириус в Древнем Египте был отождествлен с богиней по имени Сопдет. Древние греки превратили его в Сотис. Богиня Сопдет, в свою очередь, была воплощением Исиды.

Богиня Исида – символ плодородия, а также таких природных стихий как ветер, вода и связанного с этими стихиями мореплавания. Кроме того, Исида считалась символом женственности и верности супругов.

Сириус древние египтяне зачастую изображали как богиню Исиду, которая стоит в небесной ладье. Над её головой при этом находится пятиконечная звезда. Сама Исида обращена к своему мужу и брату, богу Осирису. При этом сам Осирис соотносился со звездами из пояса Ориона.

Что касается современного названия этой звезды, то оно восходит к латинскому написанию слова Sirius. А это слово, в свою очередь, восходит к древнегреческому слову, означающему:

• «яркий»,
  • «блестящий».

В греческой мифологии в звезду Сириус превратилась собака одного из персонажей древнегреческих сказаний по имени Орион. Согласно одному из вариантов греческого мифа Орион погиб от укуса скорпиона и был превращён богами в созвездие, известное как созвездие Ориона, а его пес стал звездой Сириус.

Отметим, что Сириус часто называли Песьей, Собачьей звездой.

Это обозначение перешло, по-видимому, позднее и в латинский язык. Так, в Древнем Риме, Сириус обозначался словом «Canicula», что означало «собачка, маленький песик».

Примечательно, что пору летней жары, совпадавшей с началом утренней видимости Сириуса, римляне называли не иначе как «dies caniculares», что переводится как «собачьи дни».

Кстати именно от этого названия произошло и наше слово «каникулы».

Исследование Сириуса

В 1718 году Эдмунд Галлей при исследовании звездного каталога Птолемея второго века нашей эры (конечно, же в копии, а не в оригинале), и сравнении его с современными ему наблюдениями, обнаружил, что звезды Сириус, Альдебаран и Арктур перемещаются. Так, Сириус, стал одной из первых звезд, движение которой было определено.

В 1844 немецкий математик и астроном Фридрих Бессель сделал предположение, о том, что Сириус является двойной звездой.

В 1862 году другой астроном, американец Альван Кларк смог найти рядом с Сириусом ещё один объект, что стало подтверждением теоретических расчётов немецкого специалиста. Открытая звезда стала называться Сириусом В. В – здесь латинская буква, это связано с тем, что компоненты звезд нарекают латинскими заглавными литерами. Видимую же звезду в данном случае назвали Сириусом А.

В 1915 году специалистами из обсерватории Маунт-Вильсон было установлено, что Сириус В представляет собою белый карлик. В астрономии это был первый обнаруженный специалистами белый карлик.

Белый карлик – так называют звезды, которые имеют массу равную или больше солнечной, но при этом их радиус сопоставим с радиусом нашей Земли.

Таким образом, как считают специалисты в прошлом Сириус В, должен был обладать большей массой чем Сириус А.

В результате было выяснено, Сириус А и Сириус В совершают вращение вокруг общего центра масс и отстоят один от другого на расстоянии около 20 а. е. Период оборота их равен около 50 лет.

Сириус А и Сириус В. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Сириус А и Сириус В. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Специалисты установили возраст системы Сириус. Согласно современным данным возраст системы равняется примерно 230 миллионам лет.

Также удалось восстановить эволюцию системы Сириус. Так, вначале она состояла из двух звезд, которые были бело – голубыми. При этом Сириус В имел массу в 5 солнечных масс. Масса Сириуса А равнялась двум массам Солнца.

Но, около 120 миллионов лет назад Сириус В, будучи боле массивным, прогорел и превратился в красного гиганта. А потом он сбросил свою внешнюю оболочку и превратился в знакомого нам белого карлика.

Отметим, что масса Сириуса В равняется 1,02 массам нашего Солнца.

Следует сказать, что масса обычного белого карлика равна 0,5 - 0,6 массам Солнца. И на данный момент это один из самых тяжелых пока из обнаруженных белых карликов.

Исследование спектра звезды Сириус А показало, что спектр содержит высокую металличность. Так, согласно изысканиям специалистов, в атмосфере Сириуса А содержание железа равняется 316% от солнечного. Анализ спектра позволяет говорить и о наличии иных элементов, которые тяжелее гелия. Это связано, возможно, с тем, во время прохождения стадии красного гиганта Сириус В способствовал обогащению металлами звезды Сириуса А.

Со временем яркость Сириуса на ночном будет постепенно возрастать, поскольку он приближается к нашей Солнечной системе со скоростью 7,6 км/с.

Дата последнего обновления статьи: 26.10.2023