Километры трасс, которые протянулись по всей стране, позволяют нам сегодня жить в том ритме, к которому мы привыкли. Все маршруты уже известны заранее и перемещения из одного города в другой можно оценить с точностью до нескольких минут. Безопасность на трассах и дорогах зимой и летом обеспечивается целым комплексом мероприятий, немаловажную часть которых составляют ремонт и содержание дорог.
Зимнее содержание автомобильных дорог
Отдельной статьей расходов эксплуатационных служб, а также одной из главных проблем, с которой они сталкиваются является зимнее содержание дорог.
Комплекс зимних мероприятий состоит из следующих пунктов:
- очищение дорожного покрытия от снега и снежных заносов;
- устранение скользкости;
- выполнение защитных ограждений и защита от снежных лавин;
- устранение наледи.
Зимний период – это время, в течение которого среднесуточная температура воздуха не поднимается выше отметки 0*.
Стоит обратить внимание на то, что борьба со снегом на дорогах начинается не с началом снежной метели, а намного раньше. Профилактические меры необходимы для уменьшения снегозависимости дорог и ослабления снежного слоя. Для этого дорожное покрытие обрабатывается химическими противогололедными реагентами. К таким реагентам относятся не только химические соединения, но и жидкие растворы, рассолы, мелкий щебень, песок, шлак и песчано-гравийная смесь. Также используются защитные заграждения, которые препятствуют образованию снежных заносов путем метелевого переноса снега с прилегающей местности. Каждая компания стремится выполнить работу наиболее качественно с минимальными затратами, профилактические и защитные меры позволяют снизить нагрузку на снегоуборочные машины.
Рисунок 1. Процесс расчистки автомобильной дороги от снега. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Показатели содержания автомобильных дорог
Не секрет, что именно зимний период относится к самым сложным как для эксплуатации, так и для содержания. При этом стоит учитывать, что длительность этого периода варьируется от 20 суток до 260 в зависимости от района. По трудности снегоборьбы выделяются 5 районов, от районов легкой снегоборьбы (Астрахань, Калмыкия и другие) до районов особенно трудной снегоборьбы (ЯНАО, Саха и друге).
Самыми коварными и опасными на дороге в зимнее время являются отложения из снега и льда, которые появляются на дорожном покрытии и значительно ухудшают сцепление.
Оценка качества работы эксплуатационных служб осуществляется по ряду критериев, которые позволяют выявить недоработки и упущения и вовремя их ликвидировать. Таким образом оцениваются:
- ширина дорожной поверхности, очищенной от снега и льда;
- толщина снежного слоя, который накопился в период между работой уборочных машин или с того времени как началась метель;
- толщина снежного слоя, уплотненного в результате эксплуатации дороги, а также толщина снежного слоя на обочине;
- срок ликвидации гололеда и очистки от снега.
Выделяют 4 группы дорог по зимнему содержанию. К группе А относятся дороги с чистой на всю ширину поверхностью, к группе Б относятся дороги, у которых чистой должна быть проезжая часть. У группы В чистой должна быть середина проезжей части, а для группы Г допустимо оставлять уплотненный снег на проезжей части.
Согласно требованиям в зависимости от значения дороги регламентировано время, за которое эксплуатационные службы должны провести работы по снегоочистке и устранению скользкости, также нормируются допустимая ширина очищенной поверхности, а также максимально разрешенная толщина слоя снега рыхлого и минимально допустимая толщина слоя снега уплотненного, допустимая толщина уплотненного снега на обочинах дороги.
От качества работы эксплуатационных служб в зимнее время зависит безопасность на дорогах. Снег и гололед, которые могут появиться на любом километре трассы могут стать причиной аварии, поэтому этому вопросу уделяется так много внимания. Оценить качество проведенной работы иногда непросто, метель и снегопад может идти несколько часов или дней, которые потребуют полного напряжения сил и ресурсов эксплуатационных служб. Если речь идет о многокилометровых федеральных трассах, то на их расчистку могут уйти часы. Техника всегда должна быть наготове. С другой стороны, нередки и обратные ситуации, когда выдается малоснежная зима и большая часть техники стоит без дела.
В данном случае в каждом регионе и в каждой компании используют свои методы прогноза и оценки ситуации, основанные на опыте и прогнозах погоды.