Противоречия зеленой архитектуры
Интерес к мировому тренду «зеленая архитектура» растет в геометрической прогрессии, в том числе и в России. Следует признать, что интерес в нашей стране больше теоретический.
Вместе с интересом к данному направлению в архитектуре, официально оформленному в 2002 году образованием «Всемирного совета по экологическому строительству», мы получили и множество вопросов. В определенных странах экономия энергоресурсов, сокращение выбросов превратились в национальную гонку. В этой гонке, призванной защитить природу, применяется, часто, такое количество новейших материалов, оборудования, что польза для природы сомнительна.
Основная претензия к «зеленому строительству» заключается в том, что сам человек, ради спасения которого все это затеяно, отошел фактически на второй план, и уступил место расчетам выбросов и энергозатрат в интересах производителей экологического оборудования.
Действительно, между архитектурой и природой существуют совершенно объективные противоречия. Практически любое строительство является нежелательным для естественной среды и для экологии. Это обусловлено тем, что процесс производства стройматериалов и процесс непосредственного строительства связаны с использованием не возобновляемых природных ресурсов, расходованием энергии, загрязнением среды. Также ресурсы используются при эксплуатации зданий, что приводит к загрязнению среды. Огромный ущерб наносит и утилизация зданий, сооружений.
Существует и еще одна часть проблемы, ведь при возведении зданий, сооружений у биосферы отнимается самый большой и ценный ресурс естественной среды - пространство. Этого невозможно избежать, так как человек может выжить, только преобразовав естественную среду под свои потребности, создав искусственную среду жизнедеятельности – архитектуру.
Экология призвана защищать природу от человека, а архитектура защищать человека от природы.
Идейно «зеленое строительство» основывается на вере в возможности технологии и техники решить все проблемы, даже глобальные экологические. Данная идеология опирается на методы современного инженерного анализа, который все делит на отдельные элементы, которые можно измерить, оценить, посчитать.
Рисунок 1. Зеленая архитектура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Поэтому именно архитектурное искусство может обеспечить баланс между природой и человеком. «Зеленая архитектура» пока не сформировалась и не обрела собственный инструментарий. Необходимо сформулировать специфические только для архитектуры принципы мирного сосуществования людей с природой. Архитектура методами искусства имеет возможность разрешить противоречия, без помещения человека в герметичную бетонную капсулу, ничего не потребляющую и ничего не выделяющую во внешнюю среду.
Путь зеленой архитектуры заключается в объединении человека и природы, в интеграции и синтезе. При этом природа входит в архитектуру, а архитектура сливается с природой в одно целое.
Даже в вопросах выброса углекислого газа у человечества зеленая архитектура имеет альтернативу технократическому подходу. Заключается она в:
- увеличении количества растений, поглощающих углекислоту,
- регенерация вырубаемых лесов,
- зеленые насаждения в городах.
Живая архитектурная практика, еще до появления стандартов «зеленого строительства» сформировала много приемов и принципов, которые реализуют идею интеграции природы и архитектуры. Одним из главных принципов, является принцип регенерации, то есть возвращения живой природе пространства, которое отняла у неё архитектура, реализуемая в том числе и приемами озеленения кровель, фасадов.
Зеленые крыши
Висячие сады, которые известны со времен, создавались и на Руси. Еще в 17 веке в Московском Кремле устраивали «верхние сада», в которых по кирпичным сводам, по гидроизоляции из свинцовых листов на засыпанном слое земли, высаживали плодовые деревья.
Практический интерес к садам на кровле появился только в семидесятые годы двадцатого века. Это связано с программой регенерации промышленных территорий в США и в Европе.
Городом с самыми зелеными крышами в Европе является Милан, но разглядеть это можно исключительно с крыши Миланского собора. Красивейший тропический парк был разбит на крыше в восьмидесятые годы у знаменитого Казино в Монте-Карло. Австрия, Япония, Германия, Израиль, Швеция, Канада постоянно соревнуются у кого лучше зеленая крыша.
Рисунок 2. Зеленая крыша. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Зеленые дома
Новый тренд в развитии зеленой архитектуры – это зеленые дома. Многоэтажный дом–холм сегодня превратился в целое направление. Заметной вехой здесь стал фантастический проект Хундертвассера, который был реализован после его смерти в Новой Зеландии. Следует отметить, что этот якобы новый прием ведет свою историю еще от пещерных городов.
Зеленая архитектура в России
В семидесятые годы двадцатого века Чернявским был создан проект комплекса зданий пансионата «Сосновая Роща» в городе Геленджик. В нем использовались приемы интеграции архитектуры и природы. Предусматривалась в проекте озелененная эксплуатируемая крыша, на которую поднимается лифт, вертикальное озеленение фасадов. Но из всего комплекса было построено только два корпуса вообще без озеленения.
Первая экспериментальная крыша с озеленением появилась над гаражом в Москве на улице Наметкина в середине восьмидесятых годов.
В 1998 году архитекторы Асадов и Ларин создали проект фитнес-центра «Олимпик-Стар-Кунцево» расположенного в Москве. Пытаясь растворить здание в зелени местного парка, архитекторы предложили здание в виде холма с газоном на крыше. Данный проект получил много премий. Но заказчик не решился посадить траву на крыше, и вместо газона там постелили искусственное покрытие.
Архитекторы Местетская и Хазанов сумели в Мемориальном комплексе «Катынь» на кровле посадить настоящую траву. Проект получил премию правительства России.
Пример опыта применения зеленых кровель в России, реализованный в 2006 году в Москве административный центр у Живописного Моста на Карамышевской набережной. Идея была подняться парком на террасы, но до конца она так и не реализовалась, запроектированную посадку кустарников и деревьев на террасах заказчик не осуществил.