Югендстиль
Устаревание также характерно для архитектуры, как и для моды. То, что еще десять лет назад воспринималось как новое, свежее и инновационное, спустя время кажется несовременным. На смену одному стилю приходит другой, предлагающий совершенно другие принципы и подход к искусству.
Стиль модерн, распространившийся по всему миру в каждой стране претерпел изменения и даже получил собственные названия. Югендстиль или югенд называют немецким аналогом модерна, в основном он был распространён в Германии, но нашел сторонников и в скандинавских странах. Югендстиль, как и модерн отрицали историзм, неоклассицизм, стремясь к простоте, лаконичности, функциональности. Само название югенд было взято из журнала, основанного одним из немецких художников Г. Хиртом. Югендстиль повлиял на все виды искусства, он оставил след в живописи, скульптуре и архитектуре.
Характерные черты югендстиля:
- эстетизация среды, окружающей человека;
- целостность и органичность решений;
- применение новых материалов, таких как сталь, бетон, металл;
- применение растительных орнаментов.
В отличие от уже надоевших классических приемов, нарочитой пышности, югендстиль предлагает новый стиль жизни. Каждая вещь должна стать красивой, пересматривается городская архитектура, обрамление входов, даже незначительные детали получают невиданное ранее внимание. Первые архитектурные объекты набирающего обороты стиля, который уже захватил другие сферы искусства, появляются в конце девяностых годов, это первые жилые дома, в них создаются интерьеры, мебель и отделка, соответствующая стилю.
Закат югендстиля связан с началом мировой войны. Та эстетика, которой оперирует югендстиль, его стремление к гармонии несовместимы с окружающей горькой действительностью.
Зв время существования югендстиля были созданы достойные рабочего человека условия жизни, построено большое количество гостиниц, доходных домов, универмагов, возведены жилые здания, созданы художественно-промышленные предметы обихода.
Доходный дом – это многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи в аренду.
Рисунок 1. Характерные элементы югендстиля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Последователи югендстиля в Финляндии
На протяжении восемьсотлетней истории в Финляндии один стиль сменялся другим, следуя общемировым тенденциям, но именно югендстиль получил наибольшее распространение и собственное звучание.
Распространению скандинавского югендстиля во много способствовали работы архитекторов Элиэля Сааринена и Алвара Аалто. Удивительно, но относительно общего числа жителей страны к числу выдающихся архитекторов, Финляндия находится на лидирующих позиция, и в основном выдающимися архитекторами были модернисты.
На всемирной выставке в Париже, которая проводилась в 1900 году Финляндиия получила возможность представить собственный павильон, который был спроектирован тремя архитекторами – Германом Газеллиусом, Элиэлеме Саариненом и Армасом Линдгреном, архитекторы выбрали стиль модерн, который уже был популярен в Европе.
Но несмотря на следование общим принципам модерна, архитекторы внесли в него частицу национального стиля, чтобы передать характер страны. Финский павильон был высоко оценен критиками и публикой.
К характеристикам скандинавского югендстиля относятся:
- применение плавных линий;
- использование национальных мифологических символов;
- применение природных орнаментов.
В 1900-х годах в Финляндии было открыто месторождение мыльного камня, который легко поддавался обработке, в отличие от гранита.
Югендстиль, который представили финские архитекторы на выставке, стал символом борьбы за национальную независимость. Единственная архитектурная школа, которая работала в то время в Хельсинки, сделала упор на изучении финского наследия как способе сохранить культурную идентичность и привить любовь к традициям, чтобы сохранить их в последующем.
К зданиям, построенным в стиле югендстиль, относятся Национальный музей, железнодорожный вокзал, здание страховой компании, кафедральный собор Тампоре.
Но несмотря на всю успешность, югендстиль также подвергался и критике, за излишнюю мифологичность. Критики в основном придерживались рационализма и конструктивизма и стремились к более научному подходу и обоснованию в архитектуре.
Как бы то ни было, югендстиль является одним из самых ярких событий в истории архитектуры Хельсинки и Финляндии.