Архитектура Москвы послевоенного времени
Комитета по делам архитектуры, сформированный в 1943 году, был руководящим органом в СССР в части восстановления разрушенного и утраченного архитектурного наследия и курировал деятельность по разработке генеральных планов многих городов. Главным стилем новой эпохи стал сталинский ампир (монументальный классицизм). В нем смешались элементы классики, ампира, эклектики и ар-деко.
От налетов немецкой армии пострадали многие архитектурные объекты Москвы, в том числе Кремль и Большой театр. Специальные отряды инженеров под руководством архитектора Чечулина занимались маскировкой стратегических объектов, чтобы защитить их от бомбежек. Небольшие повреждения и дефекты зданий стремились устранять сразу, более серьезные работы приходилось откладывать до лучших времен.
В результате разрыва бомбы сильно пострадало здание Большого театра – была пробита и частично обрушилась главная фасадная стена, разрушены капители колонн портика, повреждены балюстрада, перекрытие, главные лестницы, живопись свода. Удивительным оказалось то, что несмотря на такие грандиозные разрушения здания уцелела хрустальная люстра, укрытая деревянными щитами. Работы по восстановлению театра начались уже в 1942 году. На реставрацию плафона ушло 240 дней. Большой театр открыл свои двери для публики в сентябре 1943 года.
Плафон – это сводчатое или купольное перекрытие, которое украшают росписью и скульптурой.
Также восстановлению подлежали:
- Государственный музей изобразительных искусств Им. Пушкина (был пробит купол, спроектированный Шуховым);
- дом на Моховой улице, снаряд угодил в центр здания, сохранились две части здания, которые укрепили;
- дом на Никольской улице;
- здание женского профессионального училища на Лепешкиной улице;
- Театр имени Вахтангова, здание было полностью разрушено;
- старое здание Моссовета.
Высотные здания Москвы послевоенного времени.
С 1947 года и до смерти Сталина в Москве осуществлялся проект по возведению кольца высотных зданий, в которое входили:
- здание Московского Государственного Университета;
- гостиницы «Украина» и «Ленинградская»;
- здание на Котельнической набережной;
- здание Министерства иностранных дел;
- здание по площади Красных ворот;
- здание на площади Восстания.
Эти высотки усиливали кольцевую композицию столицы. Вершиной композиции должно было стать здание Дворца Советов, высотой более 400 метров, но этот проект так и не был реализован.
Рисунок 1. Сталинские высотки, Москва. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сталинские высотки по приказу Сталина были заложены в один и тот же день, строительство никаких других зданий в этот день начинать было нельзя. Самое масштабное здание из семи высоток – здание МГУ, этот 240-метровый небоскреб вместил все необходимое для обучения. Архитекторы подошли его проекту настолько ответственно, что здание можно было не покидать неделями, решая все насущные проблемы не выходя за порог.
Советские небоскребы возводили по современным технологиям, внутри зданий скрыт стальной каркас, в отделке использовался гранит, как в интерьерах, так и на фасадах. Каждая высотка имеет богатое убранство, это и скульптуры, и барельефы, и лепнина.
Все великолепие сталинского ампира после смерти вождя подверглось резкой критике за гигантизм, расточительность, неэкономичность. Новый глава советской власти, Никита Сергеевич Хрущев, позже подпишет указ об излишествах в архитектуре, лишив здания какого-либо декоративного убранства.
Сталинские высотки за годы своего существования обросли сотнями легенд. Самой распространенной является легенда о том, что они установлены в особых местах, чтобы аккумулировать космическую энергию и питать ею мавзолей Ленина.
Облик столицы поддерживался на протяжении всей войны, чтобы укреплять дух горожан, показывать мощь противостояния, чтобы создать ощущение безопасности в родном городе. Система бомбоубежищ работала все военные годы и защищала мирных граждан от снарядов и разрушений, которые они с собой несли. И сегодня в архитектуре Москвы можно найти следы тех страшных лет, например, выбоины на Музее Пушкина. Они напоминают о том, к чему может привести война, чего она нас может лишить.