Восьмерик на четверике
«Восьмерик на четверике» - это тип архитектурной композиции религиозных сооружений, в корой верхний объем октагональной конфигурации (в форме «восьмерика») поставлен на четверик (как правило, имеющий меньшую высоту).
Композиция «восьмерик на четверике» получила широкое распространение в русском храмовом зодчестве (в большинстве своем – в деревянных постройках). В конце XVII столетия «восьмерик на четверике» прочно вошел в число ключевых приемов московского барокко. Сочетание контрастных объемов в конструкции храмов придавала сооружениям устремленность ввысь (динамизм являлся важнейшей особенностью стиля барокко).
Рисунок 1. Церковь иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Религиозные сооружения такого типа продолжали строить в России вплоть до конца XVIII века.
Применительно к зданиям в стиле московского барокко можно выделить несколько типов каменных церквей, построенных по данному принципу. Основной тип – отдельно стоящие многоярусные религиозные сооружения, возводимые, как правило, дворянами в своих усадьбах. Церкви основного типа характеризовались свободным расположением и широкими круговыми обходами – гульбищами. Неотъемлемый атрибут таких церквей – совмещение колокольни и церкви в единой композиции. Здесь непосредственно под восьмериком располагался открытый ярус звона. Следует заметить, что церкви, относимые к данной группе, являлись для всех остальных исходным вариантом.
Церковь царевича Иоасафа в Измайлове
Церковь царевича Иоасафа в Измайлове – одна из религиозных построек в царской усадьбе в Измайлово. Она была возведена в 1768 году и снесена в 1936 году.
В 1824 году, когда церковь пребывала в полуразрушенном состоянии историк И. М. Снегирев обнаружил две медные закладные доски, датированные 1678 годом. В те времена сооружение носило характер домовой церкви, примыкающей к царскому двору.
В период с 1685 по 1687 гг. здание было перестроено по приказу царевны Софьи. Строительными работами руководил В. В. Голицын. Известно, что строили церковь каменщики Терентия Макарова. Мастера сохранили нижний этаж, а верхний перестроили полностью.
После реконструкции церковь стала одним из первых образцов русского барокко в Москве. Сооружение было построено из кирпича и отделано белым камнем. Симметричный в плане храм не имел апсид и был вытянут с запада на восток. К зданию примыкала терраса, выдержанная в едином архитектурном стиле с «гульбищем» Мостовой башни. С царскими хоромами церковь соединялась с помощью брусяного перехода. К западному фасаду примыкала колокольня, состоящая из нескольких ярусов.
В 1761 году из-за плачевного состояния церкви службы были прекращены. В 1780 году в верхнюю часть крыши попала молния, в результате чего были разрушены четыре яруса здания. Было принято решение об упразднении храма, иконы были перевезены в Покровскую церковь. Последующие 60 лет церковь простояла в руинах. В 1840-е годы в связи со строительством на Измайловском острове военной богадельни было решено восстановить здание. Проект реконструкции составил архитектор Константин Тон.
Храм Спаса Нерукотворного Образа в Гирееве
Это сооружение – один из лучших образцов «восьмерика на четверике». Располагается Храм Спаса Нерукотворного в районе Новогиреево, в Москве.
Первые упоминания о Гирееве относятся к началу XIV века. Усадебный храм был построен княгиней Голицыной, владелицей Гиреева в 1714 – 1718 гг. Это весьма близкое повторение Успенского храма, построенного за три десятилетия до этого в вотчине отца княгини, селе Дурневе.
В 1922 году в период действия программы по изъятию церковных ценностей в Спасский храм прибыла специальная комиссия, которая изъяла все имущество церкви. Среди конфискованных ценностей наиболее значимыми были:
- дарохранительница;
- лампада;
- ризы и обложки с Евангелий.
В 1941 году храм был вовсе закрыт. Престол был перевезен в храм Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском. В 1991 году богослужения в храме были восстановлены.
Церковь иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе
Церковь Знамения на Шереметевом дворе является одним из первых образцов нарышкинского барокко. Композиция религиозного сооружения выполнена по типу вотчинных храмов «под колоколы» и характеризуется продольно-осевым построением (основное здание вытянуто вдоль одной оси, при этом обе его части симметричны в плане).
Нижний объем здания представлен двухсветным четвериком, на котором покоятся три яруса уменьшающихся восьмериков. Над алтарем и трапезной установлены четыре небольшие главки с куполами лепесткового типа. Апсида, состоящая из трех частей, а также трапезная располагаются на высоком подклете со сводом, вокруг которого устроено гульбище. Под прямым углом к западу от него располагалась широкая лестница, опиравшаяся на ползучие арки. При реконструкции храма лестница была разобрана, а вместо нее смонтировали новы двухэтажный переход.
Во время реконструкции в середине XIX века отдельные входы были заложены, что позволило объединить помещения с главным алтарем. Фасады церкви декорированы гребнями-фронтонами, узорчатыми пинаклями и наличниками из белого камня.
Внутри церкви установлен четырехрядный иконостас в стиле русского барокко. В соответствии с архитектурными тенденциями конца XVII века внутренние стены здания оштукатурены и лишь отдельные грани сводов подчеркиваются сложной резьбой в стиле барокко. Оконные проемы украшены резьбой и медальонами с изображениями святых. Царское место располагается у иконостаса и напоминает резной балкон с куполом.