В России обрести известность и оставить о себе память на много поколений вперед смогли многие иностранные зодчие, в том числе и Винченцо Бренна.
Винченцо Бренна
Винченцо, или как его называли в России Викентий, родился в 1747 году во Флоренции, но семья Бренна происходила из Швейцарии, поэтому итальянцем Бренна был лишь по рождению. Живописи будущий архитектор учился у Стефано Поцци, в это время он познакомился с Дж. Кваренги.
Известно, что одной из первых работ Винченцо были обмеры античных римских памятников, которые заказал Станислав Потоцкий, позже для Потоцкого Бренна выполнял отделку дворцов в Натолине, Варшаве и в замке. Будущий император Павел и Винченцо Бренна познакомились в 1782 во время заграничной поездки по Европе юного цесаревича. Бренна получил приглашение декорировать Большой Дворце в Павловске, это приглашение он принимает и приезжает в Петербург, ему на тот момент было 25 лет. Почти двадцать лет Бренна работал в России, сначала он служил помощником главного архитектора Чарльза Камерона, но когда престол занял Павел, Бренна получает повышение и уже с 1796 году занимает должность главного архитектора. По настоянию Павла он меняет проект Большого дворца в Павловске, увеличивает здание за счет боковых корпусов и второго яруса полуциркульных галерей.
После Бренна занимается перестройкой дворца в Гатчине, возведением Михайловского замка, проектированием Румянцевского обелиска, достраивает Исаакиевский собор после А. Ринальди, занимается отделкой Каменноостровского дворца.
Россию Бренна покинул в1802 году после убийства своего главного покровителя императора Павла. Остаток жизни он прожил во Франции и Германии, много занимался живописью.
Умер Бренна в 1829 году в Дрездене.
Ученики Ф. Бренна:
- Карло России;
- Д. Ламони;
- К. Скотти;
- П. Висконти.
Румянцевский обелиск – это памятник, воздвигнутый на Румянцевской площади в санкт Петербурге в честь победы русских войск в русско-турецкой войне.
Рисунок 1. Винченцо Бренна прибыл в Россию по приглашению Павла I. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Творчество Винченцо Бренна
За свою долгую творческую карьеры Бренна успел поработать в разных странах и городах и оставил значительное творческое наследие.
В России большинство сооружение по его проектам расположено в Павловске, Гатчине и Санкт-Петербурге. В числе его работ:
- расширение Павловского Большого дворца и интерьеры к нему;
- амфитеатр, Мост Кентавров, Крепости Бип, Деревянный театр, Церковь Павловского дворца Театральные ворота в Павловске;
- крепость Ингербург, Павильоны Орла и Венеры в парке, Лесная оранжерея, Адмиралтейские ворота, Дворцовые конюшни в Гатчине;
- Михайловский замок, (а также конюшни, манеж, павильоны, въездные ворота), театр Казасси, а также интерьеры Таврического, Зимнего, Каменноостровского и Мраморного дворцов.
Авторству Бренна принадлежит декоративное убранство Петропавловского собора, созданное для захоронения Екатерины II и Павла III, а также декоративные катафалки Людовика XVI и герцога Вюртембергского.
Примечательным проектом в судьбе Винченцо Бренна был Михайловский дворец. Этот дворец был построен по заказу императора Павла, здание стало завершающим проектом насыщенной истории 18 века и было построено к 1800 году. Идею и эскизы планировки разработал сам Павел, он начал думать о замке еще будут великим князем, в своих заграничных поездках он искал вдохновляющие образцы. Строительство началось в 1797, а указ о начале строительства император издал практически сразу после воцарения. Первый проект дворца разработал Баженов, но из-за критических замечаний его быстро отстранили и дальше проектом руководил Бренна. Для ускорения строительства камень с других строящихся объектов направлялся к Михайловскому замку, а лучшие архитекторы того времени были направлены в помощь Винченцо. Строили замок круглосуточно, на стройке собиралось до шести тысяч человек.
Замок в плане представляет квадрат со скругленными краями, внутри которого разместился парадный двор, изначально здание со всех сторон окружала вода, но сегодня два канала засыпаны. Из-за близкого расположение каналов казалось, что замок стоит на воде. Будучи самоизбранным гроссмейстером Мальтийского ордена Павел использовал мальтийскую символику в архитектуре замка.
Освятили замок в ноябре 1800 г., к марту следующего года завершили все работы по отделке. Двенадцатого марта 1801 года в своем долгожданном Михайловском замке Павел I был убит заговорщиками, спустя 40 дней после переезда. Позже замок долго пустовал, пока его не отдали Главному инженерному училищу.