Великая Китайская стена
Великая Китайская стена – это разделительная стена длиной почти 9000 километров. Стена была построена в Древнем Китае и на сегодняшний день является памятником архитектуры.
Великая Китайская стена проходит по северной части Китая на участке Бадалин. Один из участков стены проходит в непосредственной близости от Пекина. Толщина Великой стены в основном составляет около 5-8 метров, высота – 6-7 метров, но есть и участки с высотой около 10 метров.
Рисунок 1. Китайская стена. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стена проходит вдоль горной цепи Иньшань, огибая все ущелья и преодолевая высокие подъемы. Примечательно, что в разные эпохи стена называлась по-разному. Изначально её называли «Барьером», «Разгулом» или «Крепостью», позднее она была переименована в «Пурпурную границу». Лишь в конце XIX века стена получила привычное нам название.
История строительства
Считается, что строительство первых участков Великой стены началось в III веке до нашей эры в период Воюющих царств для защиты населения от племен хунну. В строительном процессе участвовала пятая часть населения страны (около миллиона человек). При помощи стены власти стремились зафиксировать границы китайской цивилизации и простимулировать консолидацию единой империи, которая была сформирована из нескольких завоеванных царств.
Быстро развивающиеся поселения центрального Китая превращались в крупные центры торговой и культурной жизни. Это привлекало внимание кочевников, которые стали часто нападать на города, совершая набеги из-за Иншаня. Наиболее развитые китайские государства приняли решение о строительстве защитной стены на северных границах. Среди этих государств были:
- Вэй;
- Цинь;
- Чжао;
- Янь.
Стены, построенные в этот период, представляли собой глинобитные вертикальные конструкции. Царство Вэй занималось возведением защитной стены в 353 году до нашей эры (она служила границей с царством Цинь). Царства Чжао и Цинь построили стену около 300 года до нашей эры, а царство Янь – около 289 года до нашей эры. Впоследствии разрозненные стеновые конструкции были соединены между собой и образовали единое целое.
Рисунок 2. Великая Китайская стена. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В эпоху правления императора Цинь Шихуан (259 – 210 годы до нашей эры) империя объединилась в единое государство и достигла небывалого могущества. Однако, как и раньше ей требовалась защита от набегов кочевников. Цинь Шихуан распорядился о строительстве великой стены вдоль Иншаня. Примечательно, что при строительстве были использованы ранее возведенные участки защитной стены, которые в некоторых местах были восстановлены и усилены. Строительством стены управлял полководец Мэн Тянь.
Строительные работы длились на протяжении 10 лет. За это время участники строительства сталкивались с множеством трудностей. Главной проблемой было отсутствие соответствующей инфраструктуры: не было дорог для транспортирования изделий и конструкций, отсутствовала вода и пропитание в нужном объеме (тогда количество участников стройки достигало 300 тысяч человек). К строительству Великой Китайской стены привлекались военные, рабы и крестьяне. В результате различных эпидемий и неприемлемых условий труда по современным оценкам при строительстве погибали десятки тысяч человек. Мобилизация на строительство Великой стены на протяжении долгого времени вызывало народные восстания и стала одной из причин падения династии Цинь.
Разрушение стены и ее реставрация
Несмотря на многолетние усилия строителей, некоторые участки стены систематически разрушались и приходили в негодность. Во период империи Цин (1644 – 1911) маньчжуры относились к стене с пренебрежением. За три столетия правления Цин стена практически разрушилась от атмосферных воздействий, поскольку лишь небольшой участок в районе Пекина поддерживался в приемлемом состоянии (он служил своеобразными воротами в город). В 1984 году по инициативе китайского политика Дэн Сяопина была развернута программа по реставрации Великой Китайской стены, которая финансировалась из средств китайских и зарубежных компаний. В конце 80-х годов в Пекине состоялся крупный аукцион, посвященный восстановлению стены и транслировавшийся во многих столицах Европы по телевидению.
Несмотря на то, что проведенные работы охватывали очень большую площадь стены, удаленные от туристических мест участки и сегодня находятся в упадочном состоянии. Некоторые участки разрушаются из-за строительства деревень в данном месте, другие – по причине строительства шоссе, железных дорог и прочих современных искусственных объектов. Некоторые участки испорчены вандалами.
Известно, что участок стены длиной около 70 километров недалеко от провинции Ганьсу подвергается активной эрозии. Причиной этому послужили методы ведения сельскохозяйственных работ, которые привели к осушению почвы. В результате данный регион стал источником зарождения мощных песчаных бурь.
Около 40 километров Великой Китайской стены на данный момент утрачены полностью, в некоторых местах высота стены уменьшилась с пяти до двух метров.
В 2007 году на границе Китая и Монголии исследователями был обнаружен фрагмент стены, отнесенный позднее к эпохе правления династии Хань. Поиски дальнейших уцелевших участков в 2012 году увенчались успехом – в Монголии был найден еще один уцелевший фрагмент.
Участок длиной 36 метров, расположенный недалеко от провинции Хэбэй разрушился полностью из-за проливных дождей. При обрушении кирпичной кладки никто не пострадал. Это произошло 6 августа 2012 года, но официальные сообщения в СМИ появились лишь четыре дня спустя.