Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Архитектура петербургского метро

Неоднократная смена социально-политических эпох и господствующих художественных стилей на протяжении всей истории проектирования и строительства Петербургского метрополитена напрямую повлияли на архитектурное оформление подземного города.

Уже в начале XXI столетия четко сформировалось комплексное отношение к подземной архитектуре, а также пришло понимание того, что все подземные элементы и объекты должны иметь ряд эстетических параметров, помимо эстетической индивидуальности и выразительности на которые ориентировались проектировщики и архитекторы прошлых десятилетий.

Петербургское метро. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Петербургское метро. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Как создавались архитектурные шедевры петербургского метро?

Современный период активного освоения подземного пространства Петербурга был переориентирован на систему восприятия и создания архитектуры, а также на то, чтобы научить формировать у проектировщиков и архитекторов лаконичные и четкие художественные идеи.

Благодаря этому делается новый шаг в формировании современного архитектурного языка, который является более комплексным и содержательным, нежели архитектурный язык символизма, к которому относится архитектура постмодернизма и советского периода.

Язык архитектуры стал многоплановым и многоуровневым. Каждый интерьер содержал оригинальные и индивидуальные образы и идеи, которые легко воспринимались многими пассажирами и посетителями метро. При этом ряд архитектурных идей, что были вложены в проект, читались лишь глубоко профессиональной публикой.

Существует ряд примеров, в которых есть более сложные уровни - их способен увидеть и постичь только настоящий профессионал, владеющий данной темой. Например, среди проектов 2000-ых годов можно выделить станции «Адмиралтейская» и «Звенигородская». Именно данные архитектурные интерьеры можно привести в качестве характерных примеров систематизации и развития творческих идей и приемов, что приемлемы для подземного оформления.

«Архитектура петербургского метро» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Пример сложного архитектурного оформления станции

Рисунок 2. Пример сложного архитектурного оформления станции

Например, электрическое оформление станции петербургского метро «Звенигородская» уместно сочетается с территориальным районом ее расположения. Колонны зеленого цвета для историков и искусствоведов воспринимаются корректными, поскольку ассоциируются с цветом военной формы, поскольку исторически данная станция расположена в части сохранившихся зданий XVIII столетия – это здания Семеновского полка Петра I.

Архитектура петербургского метро. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Архитектура петербургского метро. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Современные архитектурные проекты формируют не только декор, а настоящее информационно-интеллектуальное пространство, которое позволяет посетителю метрополитена по-новому открывать для себя художественный образ станции в разные периоды личностного развития. В связи с этим решается основная задача архитектуры как науки и искусства – стимулирование зрителя к художественному развитию и внутреннему духовному обогащению.

Те станции петербургского метро, которые были построены за последние десятилетия, комплексно решают все многостадийные задачи архитектуры.

Основной задачей является обеспечение комфорта пассажиров в той среде, которая заведомо считается тяжелой для психоэмоционального восприятия. В метрополитене человек испытывает стесненность пространства и тяжесть, поскольку отсутствует дневной свет, и он находится на глубине нескольких десятков метров. В метро человек ощущает себя как в ловушке, поэтому часто в подземке угнетается настроение, и посетители чувствую моральную подавленность. Во избежание данных проблем разработчиками и проектировщиками метрополитена решается ряд вопросов, что связаны с:

  • психологическим восприятием;
  • эргономикой;
  • обеспечением комфортного нахождения в подземной среде.

В связи с этим особое внимание уделяется архитектуре петербургского метро, художественному оформлению станций, а также подбору цветовой гаммы, которая сможет поддерживать положительное настроение посетителей.

Цветовая гамма метро. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 4. Цветовая гамма метро. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Эстетическое оформление станций петербургского метро

Эффектные и композиционно гармоничные станции петербургского метро присутствовали в различные временные эпохи, и остаются по сей день. Однако эстетическая сторона не всегда является основополагающей и ключевой при проектировании и создании метрополитена, поскольку она не всегда решает вопрос комфортного нахождения человека в подземном пространстве.

На сегодняшний день существует множество примеров, когда архитектура станций прошлых исторических эпох, что спроектированы без учета организации передвижения, воспринимаются сейчас не красивыми, по мнению большинства пользователей метрополитена. Причиной этому является излишняя теснота или недостаточная освещенность.

Комплексное решение архитектурных задач, которые реализовались при проектировании и сооружении современных станций петербургского метро, заключается в разработке ключевых вопросов касаемо проектной документации.

Например, разработка объемно-планировочных, конструктивных и архитектурно-художественных решений осуществляется при параллельном воздействии друг на друга. Те случаи, когда архитектура станций петербургского метро была просто декорацией, остались в глубоком прошлом. При формировании концепции будущего интерьера в современном проектировании на начальном этапе задаются параметры пассажирского пространства. А это, в свою очередь, отражается на конструкции еще на начальном этапе планирования конструктивных решений.

Создания современных архитектурных элементов петербургского метро

На начальных этапах конструирования петербургского метрополитена создается идея архитектурного освещения: подбирается интенсивность светового потока, теплый или холодный свет, фрагментарная подсветка, контраст и прочие элементы.

На последующих этапах прорабатываются идеи создания максимально комфортной среды, а также внедряются все идеи в части пассажиропотока, которые реализуются при помощи композиционных методов, цвета и освещения, правильной геометрии пространства и других архитектурных решений.

Самыми интересными архитектурными решениями для современного пассажира являются те, что не повторяют стереотипные приемы растиражированных станций прошлых десятилетий, а дарят ощущение архитектуры «вне времени» и свободны от каких-либо рамок, эпох и стилей.

Станция будущего. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 5. Станция будущего. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В качестве примера можно привести те архитектурные решения, которые основываются на создании «чистой идеи», они формируют нужную комфортную атмосферу в оформлении станции метрополитена. Создание пассажирской зоны, начиная от входа в метрополитен и заканчивая посадкой в поезд, осуществляется за счет интеграции в подземный интерьер новых форм и сюжетов, которые лаконично и емко передают те идеи, что задуманы архитекторами.

Особый интерес у посетителей метро вызывают архитектурные концепции будущих станций, которые создаются для определения возможных тенденций. В данном случае архитектурная мысль ориентируется на необходимость сопоставления интерьера станции к району ее непосредственного расположения. Наиболее яркими и контрастными примерами будущих станций являются такие объекты петербургского метрополитена:

  • «Морской фасад»;
  • «Шкиперская»;
  • «Авиагородок»;
  • «Яхтенная».

При разработке конкурсных концепций могут генерироваться фаталистичные предложения. Однако они имеют рад сложностей, что связаны с практической реализацией, но они наиболее четко передают идеи самих авторов. Эти концепции являются основой для подбора новых материалов и поиска новых приемов, которые будут актуальны и уместны на станциях петербургского метрополитена в будущем.

10 подземных шедевров петербургского метро

Совсем недавно станция «Автово» петербургского метро была названа самой красивой в мире. Однако в данной статье вы узнаете о девяти других станциях питерской подземки, которые по праву можно назвать архитектурными шедеврами.

Станция «Автово». Эта станция петербургского метро была открыта в 1955 году. Именно отсюда была сформирована первая линия метро до площади Восстания. «Автово» - это первая станция, что не имеет эскалаторов. Еще с советского времени тут сохранилось табло, на котором отображается, поедет поезд дальше или отправится в депо. 46 колонн поддерживают потолок станции, 16 из них облицованы стеклом, а остальные – мрамором. Станция оформлена в стиле обороны Ленинграда: стены и потолки украшены лавровыми ветвями и мечами, а в вестибюле располагается панно «Победа», на котором изображена женщина с младенцем.

Станция «Автово». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 6. Станция «Автово». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Станция «Бухарестская». Эта станция строилась более двадцати лет. Из-за отсутствия финансирования строительные работы периодически приостанавливались. Стены и колонны станции облицованы белым мрамором, а напольное покрытие изготовлено из полированного гранита. В вестибюле расположено панно «Осень в парке». Станция сперва хотели назвать «Метростроевская», однако потом пришло решение дать названия исходя из улицы, на которой она расположена. В настенное панно-мозаику авторы заложили для посетителей метро сюрприз – самые внимательные смогут отыскать среди листьев синичку. Говорят, что она приносит удачу.

Станция «Звенигородская». В вестибюле расположено огромное панно «Семеновский полк». Данная станция получила такое название из-за того, что на ее месте был расположен плац Семеновского гвардейского пехотного полка. Станцию сначала хотели сделать колонной, однако в процессе строительных работ тоннель немного деформировался, и пространство между колоннами застроили наглухо. Напольное покрытие изготовлено из зеленого гранита, а стены – из мрамора.

Станция «Звенигородская». Панно «Семеновский полк». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 7. Станция «Звенигородская». Панно «Семеновский полк». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Станция «Кировский завод». Оформление данной станции посвящается развитию индустрии в стране. Над колоннами расположены горельефы, которые отображают металлургическую, каменноугольную и нефтяную промышленность. Для станции «Кировский завод» впервые было использовано люверсное освещение: сквозь решетку из органического стекла рассеиваются лучи дневного света. Такой эффект создает ощущение того, что над головой располагается открытое небо, а не потолок. Перрон выполнен из гранита.

Станция «Международная». Название станции напрямую зависит от ее месторасположения. Вестибюль посвящен зарождению мировой цивилизации. Ключевым архитектурным украшением станции является панно с изображением Атланта, который является традиционным символом Санкт-Петербурга. Стены выполнены из белого мрамора, напольное покрытие – из серого гранита, а колонны из металла по-настоящему кажутся золотыми.

Станция «Международная». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 8. Станция «Международная». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Станция «Нарвская». Архитектурное решение станции напрямую отображает тему тяжелого труда советского народа. На колоннах расположено 48 горельефов, на которых изображены люди различных профессий – колхозники, строители, моряки, текстильщики, метростроевцы и другие.

Станция «Обводный канал». Именно на этой станции метрополитена петербуржцы путешествую в прошлое: посетители переносятся на набережную Обводного канала конца XIX столетия. Стены украшены 300-метровыми стеклянными панорамами с изображением церквей, заводов, мостов и первых машинных фабрик. Пол облицован серым гранитом.

Станция «Обводный канал». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 9. Станция «Обводный канал». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Станция «Пушкинская». Эта станция петербургского метро полностью посвящена Александру Сергеевичу Пушкину. Над эскалатором расположен барельеф поэта, а в вестибюле находится памятник, к которому посетители метро регулярно приносят цветы. За памятником изображен Царскосельский парк. Из-за того. Что композиция выполнена в форме арки, создается впечатление, что за памятником расположен настоящий парк, а не панно. Архитектура станции очень изящна: в нишах колонн расположены торшеры с чашами из хрусталя, а стены украшены причудливыми вентиляционными решетками.

Станция «Спасская». Станция метро украшена мозаичным панно с изображением Сенной площади, а напротив расположен памятный знак «Зодчеству Петербург». Над ним выбиты фамилии известных архитекторов.

Станция «Спасская». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 10. Станция «Спасская». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Станция «Спортивная». Это единственная в Санкт-Петербурге двухъярусная станция. Архитектурное и художественное оформление полностью посвящено спортивной тематике. В вестибюле располагается панно с изображением Олимпийского движения. Светильники станции выполнены в форме факелов, архитекторы изначально хотели на них скульптуры античных богов, однако руководство метрополитена не одобрило эту задумку.

Дата последнего обновления статьи: 25.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot