Каждая подкрановая балка может находиться в нагруженном состоянии, когда в ее пролете проходит кран и в свободном состоянии, когда кран завершил свое перемещение. Рассмотрим подробнее особенности работы и узлы крепления рельсов и балок.
Особенностях работы подкрановых балок
С работой балок в системе несущих элементов мы уже знакомы, они сопротивляются растяжению и изгибу, расположены в покрытиях и перекрытиях, обеспечивают геометрическую неизменяемость и жёсткость каркаса. Но подкрановые балки имеют другие функции, что определяет особенности их работы, в частности, они:
- испытывают динамическое воздействие от вертикальной и подвижной нагрузки в виде перемещающегося подъемно-транспортного оборудования;
- испытывают большую сосредоточенную нагрузку, которая через сварные швы передается на стенку и может привести к смятию;
- испытывают действие тормозных сил, что может привести к изгибу верхнего пояса в вертикальной плоскости.
В результате совокупности всех этих особенностей подкрановые балки проектируются и рассчитываются согласно своей схеме загружения и условиям работы.
Если здание находится в сейсмически опасной зоне, то помимо упомянутых выше воздействий, необходимо учесть и влияние возможных подземных толчков и землетрясений.
При конструировании балок также оценивается то, какими способами можно защитить металл от коррозии. Наиболее качественная антикоррозийная обработка с помощью грунтов и эмалей выполняется в условиях производства.
Коррозия – это процесс разрушения металла или сплава металла, которое происходит из-за химического, электрохимического или физико-химического взаимодействия с окружающей средой.
Рисунок 1. Крепление подкрановых рельсов к подкрановым балкам. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Узлы крепления подкрановых рельсов к подкрановым балкам
Вопросы проектирования крепления рельсов и балок рассматриваются не только для промышленных зданий, они также актуальны и для:
- открытых площадок;
- эстакад небольшой протяженности;
- цеховых, складских и закрытых помещений.
При конструировании узла стремятся надежно закрепить конструкцию пути, чтобы избежать смешений и нарушения геометрии колеи. Любое нарушение приводит к сходам тяжелого оборудования с рельсов, что опасно для жизни рабочих и приводит к дополнительным материальным расходам.
Для крепления рельсов используются прижимная и упорная планки, накладки, болты, гайки и шайбы.
По видам соединения делятся на неподвижные и те, что допускают выправку. В подвижных соединениях фиксируется высокая степень ремонтопригодности, такое соединение обычно выполняется сборно-разборным, но оно требует тщательной и ювелирной отладки при установке. Любое неплотное прилегание деталей создает зазор, а любая ошибка при затягивании болтов вызывает избыточную концентрацию напряжений.
В неподвижном узле используется сварка, его применяют лишь в легком режиме работы.
В качестве альтернативы сварке в неподвижном соединении используют крюки, размещаемые через каждые пятьсот-семьсот миллиметров.
Рисунок 2. Подкрановые рельсы и балки, конструкция узла крепления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Крепление рельса к балке должно отвечать требованиям прочности, чтобы обеспечить длительную и безопасную эксплуатацию. При выборе конструкции рельса ориентируются на металлопрофили для мостовой техники. Также наравне со специальными профилями применяют прямоугольные бруски. Квадратный рельс крепится с помощью двух болтов, с учетом того, что крепление ослабит сечение.
Самыми главными деталями при креплении рельса являются прижимная и упорная планки. Они видны в любом монтажном узле. При расчете учитывают два возможных режима эксплуатации, один обычный при температуре от минус сорок градусов Целься и выше, а второй в условиях от минус сорока до минус шестидесяти пяти. Выбор режима расчета зависит от места строительства объекта.
Прижимная планка выполняется методом гибки или строжки. В такой планке по заданию могут быть выполнены дополнительные отверстия из конструктивных требований, обычно планки совместимы с большим рядом профилей.
Болты, которые используют для фиксации планок, проверяют на разрыв. Если конструкция проектируется в жестких условиях при низких температурах, то выполняется и проверка на ударную вязкость.
Все основные требования, касающиеся крепления путей описаны в технических условиях, которые в свою очередь должны отвечать требованиям ГОСТа.