Древнерусское зодчество
Традиции древнерусского зодчества на Руси начали формироваться еще в период зарождения русской государственности, в 9 веке, до монгольского нашествия. До нас дошли единичные сооружения из архитектурного наследия прошлых эпох.
Древнерусское зодчество является одним из первых шагов к формированию современной городской среды и важной частью истории нашего общества. В отличие от Европы, количество сохранившихся объектов древнерусского зодчества очень мало. От домонгольского периода до наших дней сохранилось лишь около 30 построек.
Древнерусское зодчество делится на 3 этапа:
- архитектура Киевской Руси;
- архитектура удельных княжеств 12 века;
- архитектура конца 12- начала 13 века.
Первый этап длился с конца 10 до начала 12 века. В это время появляются первые постройки из камня, они были связаны с формированием государства и принятием христианской веры. Первые постройки возводили греческие мастера в столице Руси, Киеве. Столица славилась и собственными квалифицированными мастерами, которые участвовали в строительстве Новгорода и Полоцка. Строительная артель в Переславле появилась к концу 11 века. В этот период были сформированы строительные традиции русской архитектуры как самостоятельной школы.
Рисунок 1. Софийский собор в Новгороде - образец древнерусского зодчества. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Традиции древнерусского зодчества в современной храмовой архитектуре
Сегодня теме культурного наследия, в том числе архитектурного наследия уделяется больше внимания, чем раньше. Ценность наследия осознается профессиональным сообществом, но у простого населения многовековые здания и сооружения не ассоциируются с тем, что требует сохранения и защиты. Отчасти это связано с низким уровнем осведомленности, с малой вовлеченностью в городскую жизнь и с огромным количеством информационного шума, который окружает горожанина. Проходя по улицам городов мимо памятников с трехсотлетней историей или панельных домов, горожане не уделяют внимания ни тем не другим, не могут назвать и примерные годы появления тез или иных элементов среды.
В этом аспекте повышение осведомленности, знание истории места становятся особенно важны. Утраченные постройки нельзя вернуть, они существовали в определенный исторический период, были выстроены с помощью существовавших в тот период инструментов в соответствии с уровнем техники. Но восстановление и новое строительство в традициях древнерусского зодчества ведется и сегодня. Появление новых храмов создает прецедент, позволяющий привлечь внимание к сложным вопросам сохранения архитектурного наследия.
Перечислим несколько современных храмов, которые были построены в 21 веке:
- Кирилло-Мефодиевский храм был построен в 2011 году в Подольске. Однокупольная церковь стоит на высоком бетонном основании, которое имитирует плинфу. В соответствии с традициями зодчества построена и колокольня, она перекрывает общий вид с фасада;
- Георгиевский храм был заложен в 2006 году в Подольске, первая литургия была проведена в 2007 г. еще в строящемся храме. В плане храм имеет форму креста, храму в целом свойственна линейная композиция. В соответствии с традициями древнерусского зодчества конструктив храма представляет комбинацию срубов из цельных бревен. Георгиевский храм имеет шатровое завершение.
Плинфа – это строительный материал, использовавшийся в Древнем Риме, Византии и Древней Руси. Он представляет собой обожженный кирпич, как правило, в форме квадратных плиток.
Современное зодчество в духе многовековых традиций с точки зрения технологичности во много раз превосходит те постройки, которые возводились ранее. Решены проблемы с гниением, пожарной безопасностью, жесткостью соединений.
Утраченное наследие невозможно вернуть, в этом его ценность. По ступеням храмов и монастырей за века их существования прошли миллионы людей, среди них были знатные князья и простые крестьяне, иностранцы, приехавшие увидеть Киевскую Русь, и церковные служители, выполняющие свои ежедневные обязанности. Уникальность этих построек в их подлинности. Современные технологии позволяют нам построить практически что угодно, мы можем напечатать уникальные элементы, имитирующее многовековую плинфу даже на 3D-принтере, но такое здание никогда не станет элементом наследия, поскольку является лишь имитацией.