Общеизвестно, что строительством дорог занимаются при отсутствии атмосферных осадков и положительных температурах, поэтому в России встретить ремонтную бригаду на дороге можно в период с середины весны до начала осени, когда ведению работ ничто не мешает и можно в точности соблюсти технологию производства. Сегодня мы рассмотрим исключение из правил, как может быть организовано ведение работ в зимние месяцы и какие проблемы должны быть учтены.
Сложности строительства дорог в зимнее время
Ведение работ круглогодично, без оглядки на температуру и осадки позволило бы равномерно в течение года возводить все запланированные объекты и таким образом избежать перенапряжения, возникающего в летние месяцы из-за большого объема срочной работы. Зимним временем считается период между установлением нулевой среднесуточной температуры осенью и ее поднятием свыше нуля весной.
К основным сложностям ведения работ в зимнее время относятся:
- необходимость разработки мерзлого грунта (требуется специальная техника и технология);
- атмосферные осадки, которые нарушают технологию ведения работ;
- увеличение этапа «Подготовительные работы» из-за необходимости расчистки площадки от снега;
- отсутствие технологии ведения ряда работ при отрицательных температурах;
- удорожание работ по сравнению с летним периодом.
К работам, которые могут выполняться в любое время года, относятся работы по расчистке дорожного полота, постройке временных сооружений, земляные работы (на сухих песчаных, скальных, гравелистых грунтах) и транспортные работы.
При отрицательных температурах может выполняться устройство дорожных покрытий, монтаж искусственных сооружения, строительство оснований (щебень, гравий, песок, шлак), технология производства потребует небольших корректировок.
Специальной технологии потребуют земляные работы в мерзлых грунтах, устройство монолитных бетонных оснований, устройство монолитных сооружений и покрытий из горячих и теплых смесей.
А к работам, для которых технология ведения работ в зимнее время еще не разработана, относятся строительство дорог и устройство оснований и покрытий из грунтов, укрепленных минеральными или органическими вяжущими, устройство покрытий из холодных асфальтобетонных смесей.
Также стоит выделить работы, которые целесообразно проводить именно в зимнее время, к примеру устройство труб на заболоченных грунтах, выторфовывание болот.
Рисунок 1. Ведение работ по строительству дороги в зимнее время. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Организация работ в зимнее время
При планировании работ используют рекомендации, приведённые в ТР 159-04 "Технологии строительства городских дорог в зимнее время".
Основные положения включают:
- конструкция дороги с использованием литых бетонных смесей состоит из песчаного подстилающего слоя, технологического слоя, основания из литой смеси, пленки и покрытия из литой смеси. Для завершения процесса гидратации внутри бетонной смеси при отрицательной температуре воздуха применяют комплексные противоморозные добавки;
- конструкция дороги с использованием дисперсно-армированного бетона состоит из песчаного подстилающего слоя, основания из жесткого малоцемнтного бетона, полиэтиленовой пленки, и дисперсно-армированного покрытия;
- конструкция дороги с применением асфальтобетона состоят из щебеночного основания, монолитной асфальтобетонной плиты и асфальтобетона;
Согласно технологии, рекомендуется выполнить основной объем земляных работ до наступления заморозков и промерзания грунта. Также грунт от промерзания защищают вспахиванием, рыхлением, снегозадержанием, утеплением или боронованием.
Боронование – это процесс рыхления земли с помощью специальных орудий, которые измельчают верхний слой почвы. Это часто применяемый в сельском хозяйстве метод обработки земли.
Дорожное строительство можно вести практически круглый год, но выполнение работ в летний период потребует меньшего времени, подготовки и финансирования. При доказанной целесообразности начать и вести строительство можно и в зимнее время, соблюдая технологию, используя противоморозные добавки и специальную технику, но, как и у любого строительного процесса должен быть составлен график расходов материальных и финансовых ресурсов, чтобы начатое строительство не оказалось напрасным. Эффективность производства работ зависит от многих факторов, среди которых и управленческие решения, и качество материалов, и наличие квалифицированных работников, и специализированная техника.