Проектирование и строительство новых дорог ведется во многих регионах России. Новые дороги прокладываются между населенным пунктами, важными логистическими и транспортными хабами.
Этапы строительства дороги
Дорожное строительство в России связано со множеством ограничений, которые сдерживают активное развитие этой отрасли. Во времена СССР был наращен огромный потенциал по части дорожного строительства, была создана многокилометровая сеть автомобильных дорог, которая требует сегодня постоянных вливаний на поддержание.
Одной из самых сложных проблем стало то, что уровень автомобилизации в СССР был значительно ниже современного, поэтому дорожное покрытие на сотнях тысячах километров дорог изнашивается быстрее, чем предполагалось изначально. Интенсивность движения рождает и другую проблему – дороги становится сложно отремонтировать, поскольку это приводит к транспортному коллапсу. В отсутствии путей объезда автомобилисты проводят часы в ожидании проезда по ремонтируемому участку дороги.
Новое строительство является одной из альтернатив ремонту. Когда появляется новый и безопасный путь, нагрузка на старую дорогу снижается и ее становится проще отремонтировать.
Рассмотрим основные этапы строительства новой автомобильной дороги:
на подготовительном этапе выполняются геодезические исследования по всей территории будущей трассы. Необходимо определить, как пройдет дорога, в каких местах появятся выемки, а в каких насыпи, далее выполняется разработка плана строительства дороги, затем проектно-конструкторские расчеты и экономические расчеты;
на этапе разработки местности устраняют препятствия, вырубают мешающие трассе деревья, ведут работы по отсыпке, выравниванию и уплотнению грунта, создают дренажную систему, переносят или прокладывают инженерные коммуникации, устанавливают предупреждающие знаки и ограждения;
- на этапе устройства дорожного основания выполняются укладка геотекстиля (способствует водоотведению и повышает прочность), отсыпка с уплотнением песчаного слоя, монтаж геосетки и георешетки, отсыпка и уплотнение щебеночного слоя и проливка щебня битумной эмульсией, на этапе устройства асфальтобетонного покрытия ведется укладка асфальтобетона в несколько слоев;
- на этапе облагораживания территории выполняется устройство тротуаров, бордюров, ливневой канализации, ограждений, наносится дорожная разметка и создаются коммуникации и освещение.
В процессе строительство дорог занято большое количество строительной техники, обычно работы организованы так, чтобы сократить количество проходов техники и переходить к новому участку по мере завершения работ на предыдущем.
Геосетка – это полимерный рулонный материал, который имеет сетчатую структуру, он образован эластичными ребрами и состоит из высокопрочных пучков нитей.
Рисунок 1. Георешетка укладывается в теле новой автомобильной дороги. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Строительство участка автомобильной дороги с усовершенствованным покрытием
В условиях высокой интенсивности новое дорожное покрытие должно быть очень прочным и долговечным. Каждый ремонт - дорогостоящее и сложно организуемое мероприятие, поэтому дорога сразу должна иметь усовершенствованное покрытие.
К усовершенствованным относятся те покрытия, которые укладываются на прочных основаниях, они бывают двух типов:
- облегченные;
- капитальные.
Усовершенствованные покрытия гораздо лучше соответствуют требованиям автомобильных перевозок, чем покрытия переходного и низшего типа. Таки покрытия могут выдержать нагрузку до 3 000 автомобилей в сутки.
Рисунок 2. Примеры дефектов, которые образуются на автомобильных дорогах. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Водоустойчивость усовершенствованного покрытия определяется сцеплением вяжущих материалов. Щебень и гравий обрабатываются органическими вяжущими, битумом, дегтем, эмульсиями.
Технологией предусмотрено два вида пропиток покрытия в зависимости от его толщины, пропитка может быть глубокой (6-8 см) и облегчённой (4-6 см).
Поверхностная обработка дороги может быть одиночной или двойной, выполняется она методом поливок или из готовых смесей. Поверхностная обработка позволяет усилить конструкцию дороги, повысить технико-эксплуатационные свойства, предохранить покрытие от износа.