В наши дни дорожное строительство ведется активными темпами, ежегодно вводятся в эксплуатацию новые трассы, ремонтируются старые, при этом в дорожном строительстве особую сложность всегда представляют места пересечений. Постоянные изменения в транспортной инфраструктуре требуют пересмотра принятых ранее архитектурных решений и разработки новых маршрутов, распределить увеличивающийся транспортный поток без ущерба для скоростного движения и безопасности могут транспортные развязки.
Виды транспортных развязок
Пересечение и примыкание дорог на разных уровнях требует устройства транспортной развязки, которая позволит перенаправить потоки в нужных направлениях. Существует ряд ограничений, которые регламентируют какие категории дорог могут иметь пересечения, к примеру пересечения могут устраиваться на дорогах категории 1А и 1Б с автомобильными дорогами всех категорий, дороги категории 1В могут пересекаться с дорогами, интенсивность движения по которым превышает тысячу автомобилей в сутки.
Выделяют следующие виды развязок:
- по форме начертания они бывают клеверообразные, кольцевые, крестообразные, сложные (с полупрямыми и прямыми левыми левоповоротными съездами), а также примыкающие;
- по способу выполнения левого поворота развязки могут быть непрямые, по кольцу, прямые и полупрямые;
- по уровню расположения дорог, они могут быть одноуровневые и многоуровневые.
Наибольшее распространение имеют клеверообразные развязки, они обеспечивают максимальные возможности изменить направление движения для автомобилей, двигающихся по 4 направлениям. К минусам такого решения относится большая площадь, которую занимает развязка, а также то, что для совершения маневра водители сбрасывают скорость до 50 километров час, что увеличивает время проезда развязки. Также стоит отметить, что организация движения пешеходов по такой развязке требует дополнительных решений и мероприятий, в частности обустройства мостов, позволяющих пешеходам безопасно преодолеть развязку.
Транспортная развязка – это дорожное сооружение (или комплекс сооружений), возведенное для уменьшения числа пересечений потоков транспорта и увеличения пропускной способности дорог.
Чаще всего транспортной развязкой называют транспортные пересечения в разных уровнях.
Рисунок 1. Транспортная развязка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Строительство транспортных развязок
Любая транспортная развязка строится из расчета ее эксплуатации продолжительный период времени, поэтому она должна выдерживать значительные нагрузки и интенсивное движение. В большинстве случаев мы можем видеть, что развязки возводятся из массивных железобетонных блоков, которые устанавливаются с помощью грузоподъёмной техники и закрепляются в проектном положении. Каждый элемент весит несколько тонн и имеет большие габариты.
Рассмотрим основные этапы, из которых состоит возведение транспортных развязок:
- на первом этапе подготавливают участок, удаляют и демонтируют существующие строения, вырубают или пересаживают деревья, которые препятствуют будущим работам;
- на втором этапе выполняют земляные работы, согласно проекту и подготавливают основание для будущих конструкций;
- на третьем этапе приступают к выполнению подземной части, устанавливают фундаментные блоки под опорные элементы;
- на четвертом этапе устанавливают опоры, пролетные строения;
- на пятом этапе выполняют дорожное покрытие.
К элементам транспортной развязки типа «клевер» относятся дорожное полотно, левоповоротные соединительные ответвления, правоповоротные соединительные ответвления, путепровод, полосы торможения и разгона, участки полосы переплетения потоков, ограждения и дорожные знаки. Проектирование транспортных развязок начинается с оценки возможностей и ограничений, определения класса магистралей, которые пересекаются. Если пересекаются дороги первого класса, то на поворотах должно быть обеспечено бессветофорное движение, для дорог второго класса могут быть установлены светофоры и дорожные знаки. На предпроектной стадии изучают ситуацию на месте, собирают информацию об интенсивности потока, создают модели будущей развязки. Расчетные скорости движения по развязке назначаются согласно СП, чем выше класс дороги, тем выше и скорость движения. При расчётах должны быть учтены все факторы, в том числе сезонные и суточные перепады температуры, интенсивная нагрузка.
Благодаря современным возможностям компьютерного моделирования можно на стадии проектирования разработать имитационные модели и оценить работу принятых решений.