Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Строительство тоннелей

Тоннель в строительстве

Определение 1

Тоннель – горизонтальное либо наклонное подземное или подводное сооружение, одно из измерений которого значительно больше параметров двух других (длина во много раз больше ширины и высоты).

Тоннель может быть велосипедным, железнодорожным, автомобильным, для движения трамваев, перемещения воды, для прокладки сетей городского коммунального хозяйства и т.д. В современности существуют экологические тоннели, которые специально прокладываются по звериным тропам под автомобильными или железнодорожными магистралями для беспрепятственного перемещения животных.

Как известно, основная часть метрополитена также выполнена в виде тоннелей. Во избежание пересечений линии метро прокладываются на разной глубине (в разных уровнях).

Тоннели строят для:

  • преодоления природных препятствий (например, тоннель под горами);
  • для сокращения пути (тоннель сквозь горную местность вместо дороги вокруг);
  • для сокращения времени движения (тоннель вместо паромной переправы).

Нередко тоннели под водой строятся вместо мостов в тех местах, где мост мог бы помещать движению водных судов. Тоннели строят во избежание пересечения транспортных потоков одного уровня (например, подземные пешеходные переходы, тоннели как часть автомобильных развязок и т.д.).

Современный тоннель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Современный тоннель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В технологии строительства любого тоннеля необходима выработка – искусственно созданная пустота в земной коре. При строительстве тоннелей в устойчивых грунтах допускается оставлять выработку без закрепления, в неустойчивых – устраивают временную крепь. Основные элементы крепи – рошпаны (элемент, соединяющий соседние рамы) и обделка. Обделка – важнейший элемент системы крепи, она воспринимает давление от окружающих слоев грунта и обеспечивает гидроизоляцию всего сооружения. Участки тоннелей в районе его выходов называют порталами. Порталы придают архитектурный вид входам или въездам в тоннели на фоне окружающего ландшафта. В современности для гидроизоляции тоннелей используют австрийскую технологию NATM (геомембрана с сигнальным слоем).

«Строительство тоннелей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

История появления тоннелей

Надо сказать, что тоннель является древнейшим изобретением человечества, наряду с мостом. Люди уже в каменном веке научились прорубать проходы в скалистой местности, пещеры и рудники. В таких странах, как Египет, Вавилон, Греция и Рим задолго до начала новой эры люди начали использовать тоннели для добычи природных ископаемых, возведения гробниц и храмов. Позднее тоннели стали применять для водоснабжения и транспорта. Первые тоннели без закрепления были созданы в скальных породах. Для ведения проходческих работ древние строители использовали примитивные орудия.

В период Средневековья также строились тоннели, чаще всего в военных целях. В позднее Средневековье отмечается подъем строительства судоходных тоннелей, поскольку именно в это время развивались водные пути сообщения. В первой половине XIX века в Великобритании на участке Ливерпуль – Манчестер был осуществлен грандиозный проект – построен первый в мире железнодорожный тоннель. Отрасль строения тоннелей значительно шагнула вперед с изобретением динамита и пироксилина. Изобретение бурильных машин обеспечило возможность строительства альпийских тоннелей между Францией, Италией и Швейцарией. Среди построенных в начале XX века выделяются Большой Аленнинский тоннель и Ровский судоходный тоннель.

Строительство тоннеля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Строительство тоннеля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Первый в мире автомобильный тоннель был построен в 1927 году в США под рекой Гудзон. Первый железнодорожный тоннель в России построили в 1862 году в городе Ковно. После этого было построено множество тоннелей на территории Кавказа, Крыма и Урала. В СССР значительное развитие тоннелестроение получило благодаря развитию железнодорожных сетей, созданием ГЭС и строительством метрополитена в крупных городах. Первый автомобильный тоннель в СССР был открыт в 1959 году на Кутузовском проспекте.

Технологические аспекты

По месторасположению современные тоннели можно разделить на:

  • горные, проложенные через хребты, водоразделы и отдельные возвышенности;
  • подводные, сооружаемые под руслами водостоков или другими водными преградами;
  • равнинные (тоннели метрополитена и другие городские тоннели).

Сразу следует отметить, что глубина заложения, величина поперечного сечения, длина тоннеля и другие подобные характеристики зависят от назначения тоннеля, топографических и геологических условий, а также от уровня атмосферных воздействий в данном регионе строительства. Продольный профиль тоннеля может быть односкатным и двускатным. Двускатный формируется путем уклона в обе стороны от средней части сооружения.

Проходка любого тоннеля относится к самым сложным видам строительных работ. Проходку тоннеля обычно ведут одинаковыми по длине участками – заходками. Длина участка определяется глубиной заходки, она же в свою очередь зависит от инженерно-геологических условий, глубины заложения и размеров поперечного сечения тоннеля. Проходка тоннеля в скальных и полускальных грунтах также определяется глубиной заходки и зависит в первую очередь от устойчивости контура выработки (обычно он составляет 2-4 метра).

Организация строительных работ производится поточным методом с цикличным повторением отдельных видов. Современный строительный процесс сооружения тоннеля подразделяется на различные виды работ. Поточный метод организации строительства характеризуется тем, что фронт работ в каждой рабочей зоне ведется с постоянной скоростью. Только в таком случае весь цикл строительных работ представляет собой единый поток, который обеспечивает строительство со скоростью продвижения передового забоя. Примечательно, что скорость земляных работ в каждой рабочей зоне может быть различной, она определяется технологическими мощностями. Еще одним важнейшим принципом организации тоннельных работ является цикличность их выполнения. Это позволяет наилучшим образом структурировать работу строительных бригад.

Дата последнего обновления статьи: 29.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot