Виды дорожных одежд
Дорога состоит из основания и покрытия. Они работают совместно на восприятие усилий, возникающих в результате движения автомобильного транспорта. К основанию относятся: дополнительный слой, нижний слой основания, верхний слой основания, которые обычно выполняют из песка и щебня. Покрытие состоит из основного слоя и слоя износа.
По типу покрытия используется следующая классификация дорожных одежд:
- капитальные дорожные одежды выполняют из горячих асфальтобетонных смесей, цементобетонных монолитных смесей, а также выполняют железобетонными или армобетонными (монолитными или сборными);
- облегченные дорожные одежды относятся к усовершенствованным покрытиям, их выполняют из горячих асфальтобетонных смесей, из холодных асфальтобетонных смесей, из органических смесей, каменных материалов, черного щебня, пористой асфальтобетонной смеси и прочного щебня;
- переходные дорожные одежды выполняют щебеночными или гравийными;
- низшие дорожные одежды грунтовые, армированные геосинтетическими материалами.
Дорожные одежды проектируются в несколько этапов, при этом в первую очередь определяется тип дорожной одежды в зависимости от категории дороги. Затем определяется расчетная нагрузка, которая приходится на дорожные одежды. После выполняется конструирование дорожной одежды, ведутся расчеты на прочность, морозоустойчивость и осушение.
По используемому материалы дорожные одежды делятся на асфальтобетонные, асфальтобетонные с поверхностной обработкой, цементобетонные, щебеночные, грунтовые. Также в исключительных случаях используют металлическое и деревянное покрытие. Каждый вид покрытия имеет свои характеристики, в том числе коэффициент сцепления, долговечность и ремонтопригодность.
В большинстве случаев на дорогах используется горячий асфальтобетон, который позволяет создать ровную и износостойкую поверхность. Рабочая температура составляет 110 градусов по Цельсию. Асфальтобетон укладывается и разравнивается горячим, он отвердевает при остывании. В состав асфальтобетона входят щебень, гравий, минеральный порошок и битумное вяжущее.
Армобетон – это строительный материал, который в своем составе помимо бетона содержит волокнистые материалы, увеличивающие его прочность.
Рисунок 1. Дорога с асфальтобетонным покрытием и разметкой. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Этапы строительства автомобильных дорог
Дорожное строительства планируется заранее, так же, как и строительство капитальных объектов. В проекте организации строительства подробно описываются все этапы работы, оценивается трудоемкость, продолжительность строительства, потребность в материалах и ресурсах, машинах и механизмах.
В состав этого раздела проекта входят календарный график, строительный генеральный план, сетевой график, ведомость объемов работ, график потребности в кадрах.
Строительство реализуется в следующей последовательности операций:
- на подготовительном этапе расчищается участок, устраиваются временные дороги, завозят необходимые материалы. Может потребоваться установка дополнительных светофоров, если работы ведутся на существующем участке дороги;
- затем приступают к земляным работам, верхний плодородный слой почвы снимают и разравнивают поверхность основания до нужной отметки;
- выполняют послойное устройство слоев, начиная с выравнивания песком. После выполняют укладку щебня, затем битумную пропитку, наносят асфальтобетонное, цементное, армобетонное покрытие, и слой износа;
- после завершения основных работ наносят разметку и устанавливают дорожные знаки, ограждения.
Рисунок 2. Состав дорожных одежд в разрезе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Слой износа непосредственно воспринимает воздействие колес движущихся транспортных средств, его толщина составляет 5-35 мм.
Дорожное строительство ведется с привлечением специальной строительной техники, а именно экскаваторов, грейдеров, самосвалов, асфальтобетоноукладчиков, катков. При составлении схемы движения транспорта стремятся сократить количество проходов и оптимизировать работу так, чтобы наладить поточное производство. Скорость производства работ будет зависеть от организации процесса.
Ведение строительных работ обычно планируют на теплое время года, с конца апреля до середины октября, но календарный график корректируется в зависимости от погоды.