Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Этрусский храм

Храмовое зодчество этрусков

Определение 1

Этруски – древнейшая цивилизация, населявшая в I тыс. до нашей эры северо-запад Апеннинского полуострова (современная Тоскана).

Древние храмы этрусков строились преимущественно из дерева и сырцового кирпича. Дерево служило для возведения главных несущих конструкций (колонн, портиков и перекрытий). Из сырцового кирпича выполнялось заполнение. Ни один из древнейших этрусских храмов не дошел до наших дней, поэтому специалисты могут судить о них лишь по сохранившимся фрагментам фундаментов и подиям (постаментам), которые были сложены насухо из камня, по многочисленным терракотовым облицовкам и украшениям, по вотивным моделям и письменным свидетельствам современников (наиболее актуальны описания Витрувия).

Первый период развития храмовой архитектуры

В начале первого периода (VII век до нашей эры) у этрусков наряду с открытыми святилищами появляются простейшие храмовые постройки, которые отдаленно напоминают греческие простили с двухколонными портиками перед единственным небольшим залом – целлой (например, модель из Сатрикума, найденная в Конке и относящаяся к VII веку до нашей эры).

Зодчество этрусков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Зодчество этрусков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К концу VII века до нашей эры у Этрусков складываются основные типы одноцеллового и трехцеллового храмов. Эти сооружения имеют более развитый многоколонный портик, который сохранил своё значение в будущем культурном зодчестве. В настоящее время специалисты считают, что развитие этрусских храмов происходило от наиболее простого, одноцеллового храма к трехцелловому типу. Оба этих типа были широко распространены одновременно в разных местах Этрурии, при этом не только в архаическую, но и в последующие эпохи.

«Этрусский храм » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Одноцелловый храм, развивавшийся из простых алтарей открытых святилищ, помимо глубокого портика имел открытые крылья по двум сторонам целлы.

Считается, что трехцелловый храм иногда мог и вовсе не иметь передней стены и оставаться открытым в сторону входа. Появление данного типа религиозных построек связано с характерным для этрусков культом выделения важнейших триад небесных и подземных богов. По всей видимости боковые портики вовсе отсутствовали, тогда как передний портик состоял из двух рядов колонн. Для реконструкции таких храмов источниками служат многочисленные археологические находки (в особенности, храм «Портоначчо» в Вейях), но прежде всего специалисты ориентируются на описания Витрувия.

В плане форма этих «тусканских» храмов приближалась к квадрату, что увеличивало значение главных торцевых фасадов. Это проявлялось в большей мере из-за наличия широкой лестницы, торжественно поднимавшейся на высокий подий.

Деревянные колонны имели весьма широкую расстановку. По высоте они были равны лишь двум третям ширины фасада и размещались строго по осям стеновых конструкций, в результате чего посредине образовывался более широкий интерколумний. Передний ряд колонн был перекрыт двумя деревянными балками, на которые были уложены две такие же балки, воспринимающие нагрузку от вышележащих перекрытий. Кровля храма была, как правило, двускатная с большими свесами по сторонам. Свес организовывался для того, чтобы защищать стеновые конструкции из сырцовой глины от влаги. Свесы и терракотовые облицовки сооружения формировали карниз, покрывавший все деревянные конструкции над колоннами. Антефиксы располагались не только по углам кровельной системы, но и на торцах балок, расположенных по низу заглубленного поля фронтона.

В конце VI века до нашей эры роспись стала наноситься на терракотовые фрагменты до обжига и поэтому получалась более прочной и яркой. Вероятнее всего, в конце VI века до нашей эры на фронтонах появляются уникальные этрусские скульптурные группы – сначала объемные, затем – выполненные в высоком рельефе.

Фасады этрусских религиозных построек в целом имели приземистый и тяжелый облик. В большей мере такая иллюзия возникала из-за широких лестниц и относительно невысоких колонн. Во внешнем виде отсутствовала уравновешенность между несущими и несомыми элементами конструкции храма, грубые детали колонн наталкивали на сопоставлении этих построек не с современными им греческими объектами, а с более древними (VII – начало VI века до нашей эры) сырцовыми постройками греческой митрополии.

Следует отметить, что весьма близкими по форме к прототипам греческих архитектурных ордеров были основные типы этрусских колонн, которые совершенствовались вместе с храмовыми постройками. Однако, вряд ли получится применить к этим вертикальным элементам термин «архитектурный ордер», поскольку расположенные выше конструктивные элементы не имели тектонических членений. Основным типом этрусских колонн был прообраз «тосканского ордера». Он характеризовался гладкими стволами, резко сужавшимися кверху. Завершалась конструкция колонны распластанным эхином и высокой абакой, которые нередко превосходили своей общей высотой верхний диаметр колонны.

Храм этрусков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Храм этрусков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Другим, более сложным типом колонн, можно назвать граненые элементы на круглом плинте. Колонна как бы вырастала из астрагала, завершавшего верху ствол. Капители колонн имели несомненное сходство с архаическими капителями восточной Греции. Впоследствии такой тип колонн был вытеснен на италийской почве ионическим ордером.

Второй период развития архитектуры

Что касается второго периода этрусской архитектуры, то существенных нововведений здесь не происходит. Меняется в сторону увеличения богатства лишь терракотовый декор храмовых построек, который достиг своего пика в V веке до нашей эры.

В этот период облицовка расписывалась исключительно по рельефным изображениям, в некоторых случаях имелись сквозные прорезы. Фронтоны зданий украшались скульптурами из терракоты. Декор значительно усложнился, хотя и остался преимущественно орнаментальным.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot