Талуд-Таблеро
Талуд-Таблеро – архитектурный стиль мезоамериканских индейцев. К нему относятся сооружения, состоящие из платформ-структур (таблеро) и водруженных на них наклоненных внутрь поверхностей или панелей (талуд).
Также нередко этот термин используют для описания наклонно-панельного стиля в архитектуре.
Талуд-таблеро использовался при строительстве пирамид времен доколумбовой Мезоамерики. Стиль присутствовал во многих регионах и культурах, однако, он в значительной степени связан с культурой Теотиуакана в центральной Мексике, где он является главенствующим архитектурным стилем.
Рисунок 1. Стиль Талуд-Таблеро. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ранние образцы сооружений в стиле Талуд-Таблеро находятся в области Тласкала-Пуэбла.
По Мезоамерике было распространено множество различных вариаций данного стиля, его интерпретация и реализация отличались в зависимости от региона. В некоторых случаях использование архитектуры Талуд-Таблеро указывает на прямую отсылку к Теотиуакану и возможное завоевание данных территорий его жителями.
Мезоамериканские пирамиды
Данные сооружения являются важнейшей частью мезоамериканской культуры. Эти объекты, как правило, представляют собой ступенчатые пирамиды с храмом на вершине. По своей структуре данные пирамиды больше напоминают постройки Месопотамии, чем египетские пирамиды. Примечательно, что самая большая пирамида в Мезоамерике, Великая Пирамида Чолулы, является самой большой пирамидой в мире. Следует помнить о том, что созданием мезоамериканских пирамид в разные времена занимались разные народы и культуры.
Ацтеки были народом с богатой мифологией и культурным наследием. Они доминировали в центральной Мексике с XIV по XVI века. Их столицей был город Теночтитлан, располагающийся на берегу озера Тескоко, что на месте современного Мехико. Этот народ был связан с предшествующими культурами Мексики (например, с культурой Теотиуакана), архитектурные стили которых были успешно ими адаптированы.
Майя – народ, живший в южной части современной Мексики и на севере Центральной Америки, на территории нынешних:
- Гондураса;
- Белиза;
- Гватемалы.
Рисунок 2. Талуд-Таблеро. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
История существования майя насчитывает более 3000 лет. Археологические исследования говорят о том, что первые сооружения, построенные на территории обитания этого этноса появились около трех тысяч лет назад. Самые ранние памятники представляли собой простые курганы. Конструкция пирамид была образована из резных каменных блоков и представляла собой ступенчатый восходящий объем. Большинство из этих ритуальных объектов завершаются религиозными сооружениями на вершине. Подобные пирамидальные конструкции обычно являлись местом захоронения выдающихся деятелей. Майяские пирамиды встречаются в разных регионах и могут значительно отличаться друг от друга, самые известные из них:
- Алутн-Ха;
- Караколь;
- Ламанай;
- Нохмул.
Следует отметить цивилизацию Теотиуакан. Она существовала приблизительно с 300 г. до нашей эры по 500 г. нашей эры на территории большей части Мезоамерики. Культура Теотиуакан пришла в упадок в VI веке нашей эры, после чего продолжалась лишь нескольких городах-государствах (например, Шочикалько и Чолула).
Другие архитектурные стили Мезоамерики
Больше всего культуру майя характеризует её самобытная и уникальная архитектура. Как уже отмечалось выше, она имеет ряд специфических особенностей, в зависимости от региона.
Архитектурный стиль доклассической эпохи древних майя был фактически один. Разница заключалась лишь в декоративных элементах, оформлении и небольших конструктивных особенностях отдельных регионов (например, длинные портики в Паленке). В IV – V веках возникает стиль Талуд-Таблеро, который также относят к доклассическому периоду.
Что касается постклассической архитектуры, то она значительно отличается от классической. Эти отличия вызваны временными спадами и подъемами тех или иных культур, а также общим упадком культуры в постклассику.
Стиль пуук, означающий на языке майя «холмистую местность» характеризуется дворцовой архитектурой. Храмы выглядят как дворцовые постройки с большим количеством комнат. Элементарные стеновые конструкции декорировались фризами с геометрическими узорами и символикой огромных змей. У храмов в стиле пуук нет гребней, в некоторых случаях использовались арки, обозначающие конец дороги.
Стиль петен. Постройки в этом стиле известны своими крутыми и высокими пирамидами (в некоторых случаях высота пирамид достигает 75 метров). Лестницы храмов были очень крутыми. Основание сооружений сглажено небольшими откосами. У храмов широкие стены с выступающими и заглубленными секциями, узкие помещения (иногда их ширина не превышает 1 метра) и входные отверстия, выполненные из резного дерева. Фактически этот стиль представлял собой «фасадную» архитектуру, основной целью которой было произвести впечатление на зрителя.
У бассейна реки Усумасинты храмы строились с небольшим вестибюлем (комнатой со сводчатым потолком и святилищем). Стеновые конструкции были весьма внушительными, комнаты широкими, а наклонные фризы имели большие гребни. Декорированию сооружений уделялось большое внимание.
Что касается архитектуры тихоокеанского побережья, то изначально она испытывала влияние ольмеков, затем – народов мексиканского нагорья. Типичное здание здесь имеет небольшие размеры и базируется исключительно на каменных платформах, храмов с ложными сводами практически нет. Вертикальные откосы сооружений украшаются балюстрадами по бокам лестниц.
В бассейне реки Мотагуа пирамиды строились на основаниях с весьма специфической формой. Лестницы покрывались резьбой с иероглифами. Стены и фризы зданий обильно декорированы. В больших городах встречалось множество больших алтарей и стел, которые представляли из себя огромные скульптуры.