Сущность стиля помбалино
Помбалино или помбалевский стиль – архитектурное направление, появившееся в Португалии в XVIII веке.
Стиль получил свое название от имени Себасьтяна Жозе Помбала, политического деятеля, руководившего восстановительными работами в Лиссабоне после разрушительного землетрясения 1755 года. Генеральный план нового города составляли такие архитекторы, как:
- Мануэль де Майа;
- Эухенио дос Сантос;
- Элиас Себастьян Попе.
План представлял собой сетку из дорог и улиц шириной 12 метров. Примечательно, что архитекторы Сантос и Майа разработали проекты типовых фасадов, выходящих на главные улицы. Внешний декор зданий был основан на иерархической системе, зависящей от важности улицы. Подобные меры были приняты для сокращения сроков и затрат на строительство. При этом благодаря архитектурной рациональности, характерной для помбалинского стиля, типизированная система внешнего декора фасадов привела к появлению изразцовой плитки на стенах.
Рисунок 1. Архитектурный стиль помбалино. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Конструктивные особенности
Стиль помбалино содержит черты первых английских антисейсмический зданий. При строительстве в помбалевском архитектурном стиле применялись также конструкции, предназначенные для сборных домов. Гибкий деревянный каркас вертикальных ограждающих конструкций и кровли обеспечивал хорошую сейсмостойкость всему зданию. Больше всего от землетрясения пострадал лиссабонский район Байша, он располагался на неустойчивых грунтах, которые требовали усиления. В этой связи архитекторами были приняты весьма интересные антисейсмические мероприятия: основанием для зданий послужили деревянные сваи, вкопанные в землю. Подвергаясь воздействиям соленых вод сваи сохраняли свою упругость и не были подвержены гниению.
Что касается системы полуфабрикатов, примененной при строительстве лиссабонских зданий в стиле помбалино, то этот вид конструкций являлся относительно новым на тот момент. Известно, что инженеры прибегали к пробной сборке зданий на свободных территориях, затем разбирали объект, транспортировали к месту строительства и собирали снова. Таким образом специалисты исключали все неточности в проекте нового сооружения. Здания, которые были возведены в эпоху господства стиля помбалино, пользовались популярностью вплоть до XIX века, поскольку их конструкция обеспечивала безопасную эксплуатацию даже во время землетрясения.
После строительства Лиссабон заметно преобразился: средневековые улицы были заменены на широкие современные прямоугольные кварталы. Большие открытые пространства стали основной визитной карточной нового города. Интересно, что перед строительством того или иного сооружения, уменьшенные модели этих объектов испытывались марширующими вокруг них войсками, что создавало эффект землетрясения. В результате проведенных расчетов архитекторы получали первые в мире сейсмостойкие конструкции.
Жилой дом в стиле помбалино, как правило, представлял собой малоэтажное здание (от одного до четырех этажей), с галереей на первом этаже, в которой размещались торговые лавки. Здание обязательно должно было иметь мансардный этаж и балкон. Все здания в стиле помбалино очень похожи друг на друга, однако, небольшие декоративные элементы фасадов могли зависеть от значимости постройки. Здания отделялись друг от друга пожарными экранами (каменными стенами), которые в случае возгорания способны были сдержать распространение огня.
Рисунок 2. Помбалино. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Специалисты отмечают, что в стиле помбалино присутствуют элементы рококо и классицизма, но отличает их прямоугольная форма объектов и упрощенный дизайн.
Следует заметить, что в стиле помбалино строились здания не только в Лиссабоне. Так, в новом городе Алгарве, строительством которого руководил архитектор Мануэль душ Сантуш, отчетливо прослеживаются нотки помбалевского стиля в городской организации.
Площадь Коммерции
Площадь, расположенная в историческом центре Лиссабона, является визитной карточкой города. Площадь окружают здания, построенные в стиле помбалино. Первые их этажи украшены великолепными арочными галереями, которые были построены после землетрясения 1755 года. Внутри располагаются банковские офисы, министерства и другие правительственные учреждения.
На сегодняшний день считается, что эпицентр землетрясения находился в прибрежной зоне Лиссабона, поэтому за считанные минуты была разрушена значительная часть города. После землетрясения на город обрушилась 15-метровая волна, являющаяся следствием подземных толчков. Впоследствии колоссальные разрушения продолжились из-за пожаров. В результате стихийного бедствия погибло более 60 тысяч жителей.
Дословно название площади Прасу ду Комерсиу переводится как «Торговая площадь». Имеется и еще одно название – Дворцовая площадь. Дворцовой она была названа потому, что раньше здесь располагался королевский дворец Рибейра, который был построен королем Мануэлем I в 1511 году. После землетрясения было принято решения дворец не восстанавливать. Площадь имеет U-образную форму в плане. В 1775 году на ней установили памятник королю Жозе I, который начал восстановление города.
Себастьян Помбал, руководивший строительством, разбил Лиссабон на 15 прямолинейных улиц, пересекающихся друг с другом под прямым углом. Горожанам было запрещено самостоятельно восстанавливать здания, поскольку была введена типовая застройка районов. С этого момента район Байа стал центром торговой жизни Лиссабона. Автором проекта коммерческой площади является архитектор Эуженио дос Сантос.
В непосредственной близости от берега расположены две башни, обрамляющие лестницу, которая ведет к реке Тежу. Напротив неё в 1883 была возведена величественная Триумфальная арка, на которой были увековечены герои Португалии.